Свой стартовый капитал для запуска компании-мастерской «Конкрит Джангл» Феликс Машков и Вадим Герасименко в буквальном смысле слова нарисовали. Будучи студентами архитектурного факультета во Владивостоке, они никогда не планировали заниматься бизнесом, но любили искусство: часто с друзьями украшали улицы города стрит-артом. «Это было искусство, которое учит работать с людьми», — вспоминает Машков.
Со временем увлечение принесло и коммерческие заказы. Услуга стоила от 300 до 800 рублей за раскраску 1 кв. м на улице и от 3000 до 8000 рублей за метр в интерьере. Иногда Машкову и Герасименко везло, и получались «творческие проекты за деньги заказчика». Чтобы развивать бизнес, граффитчики купили первый станок ЧПУ в Китае, арендовали помещение-мастерскую и оформили ООО. Первые 400 000 рублей на открытие компании были собственные накопления, а еще 600 000 рублей получили по господдержке от регионального департамента малого бизнеса.
После трех лет «уличного бизнеса» Машков и Герасименко перешли к более масштабным проектам. «Конкрит Джангл» получила несколько инфраструктурных проектов — благоустройство жилого комплекса таунхаусов на Сахалине, работы в приморском филиале Мариинского театра (вдобавок там они занимались не только интерьерами, но и мебелью), обустройство муниципальных библиотек во Владивостоке (цель проекта — за счет дизайна заинтересовать людей).
Работа сопровождается курьезами. Компания взялась выполнять госзаказ по оформлению стен большим граффити под названием «Папарацци» (проекта по оформлению городских пространств). Закончив работу, сотрудники «Конкрит Джангл» были задержаны сотрудниками полиции по подозрению в вандализме. Их удалось освободить только после того, как сотрудникам полиции показали договор о заказе работы.
Новоиспеченные бизнесмены нашли еще одну нишу. Часто дизайнеры, имея неплохой заказ и эскизы будущей мебели, не могли реализовать проект в обычных мебельных мастерских. Партнеры решили эту проблему — в их компании и проектируют, и самостоятельно изготавливают предметы архитектуры, мебели и искусства. В Европе, говорит Машков, дизайнеры и производители принципиально работают отдельно, чтобы обеспечить лучшую реализацию проекта. Но для мастерской Машкова и Герасименко реализация проекта под ключ стала преимуществом: отечественный клиент в большинстве случаев хочет готовое решение.
Руководитель российской Ассоциации менторов бизнес-школы «Сколково» Михаил Хомич считает, что у «Конкрит Джангл» прекрасная бизнес-модель: «Раз рынок растет, то главное — сделать качественный продукт и максимально захватить свободные ниши».
Первый вложенный миллион окупили за год. Для развития бизнеса и закупки новых станков нужны средства, но банки отказались кредитовать компанию. И за кредит в 1 млн рублей на покупку станков Машкову и Герасименко предложили дать в залог наличными тот же миллион рублей. В результате за три месяца, пока станки собирали в Китае, компания заработала на них новыми заказами. Сейчас компания покупает новый станок уже российского производства, так как покупать за рубли стало дешевле. Станки ЧПУ позволяют превращать компьютерные эскизы дизайнеров в реальность один к одному, но без людей они не работают, поэтому в «Конкрит Джангл» набрали 25 сотрудников. Большая их часть — дизайнеры и архитекторы.
Бизнес «Конкрит Джангл» развивает на собственные средства и обходится без привлечения заемных средств. Ежемесячный оборот компании небольшой — около 1,5 млн рублей.
Компания, по словам Машкова, за время существования так и не ощутила конкуренции, рынок стабильно растет. «Конкрит Джангл» не специализируется на одном направлении дизайна. «Заказчики всегда сами находили нас, – рассказывает Феликс Машков. – Нас знали как граффити-команду, прямо с того момента сформировался пул клиентов, они и делали нам рекламу». Компания практически никак не рекламируется — лишь на Instagram компании подписано несколько тысяч человек. «Продают» услуги компании и сами объекты. Во Владивостоке уже известны некоторые фасады зданий и некоторые архитектурные и интерьерные решения, об авторстве которых все знают. К слову, львиная доля заказчиков компании – рестораны и девелоперы, которые сами не в состоянии сделать качественный проект внутренними ресурсами.
Как компания видит свое будущее? «Например, IKEA решает одну большую задачу. Мы хотим решать разные задачи, пусть это будет сегодня одно, завтра – другое», — говорит Феликс Машков, для которого есть только два авторитета в его деле — дизайнер Артемий Лебедев и датский архитектор Бьярке Ингельс.
Сейчас задачей для мастеров граффити является налаживание финансового учета и систематизации в компании. Уже сейчас необходимо выводить на новый уровень бухучет, управленческий учет, менять структуру организации. До сегодняшнего дня Феликсу Машкову и Вадиму Герасименко удавалось идеально балансировать между творчеством и бизнесом. Хотя для многих заказчиков они так и остались креативными парнями, раскрашивающими уличные стены.
span.s1 {font-kerning: none}