К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пять мифов о том, как платить лидерам

Пять мифов о том, как платить лидерам
Увязка компенсации с результатом, опционы как самый дешевый способ вознаграждения и другие заблуждения

В последнее десятилетие тема вознаграждений топ-менеджеров стала одной из центральных в управленческой литературе. Почему? Во-первых, компенсации некоторых руководителей достигли астрономических размеров. Достаточно вспомнить опционы СЕО Apple Стива Джобса стоимостью почти в $1 млрд или выходное пособие при увольнении из Walt Disney Майка Овица в $140 млн. Во-вторых, общий размер вознаграждения высших руководителей составляет сегодня значительные для компании суммы. В США 12% чистой прибыли тратится на менеджмент. И в-третьих, скандалы в Enron, Tyco, Vivendi, руководители которых получили сотни миллионов, а акционеры потеряли десятки миллиардов долларов, заставили регуляторов многих стран ограничить вознаграждение высшего менеджмента.

Сегодня наиболее влиятельной является так называемая агентская теория, согласно которой у менеджеров («агентов») и акционеров («принципалов») разные интересы, разное знание компании и разное отношение к риску. Цель «принципалов» — увеличение стоимости бизнеса, цель «агентов» — сохранение должности и материального вознаграждения. Для достижения своих целей «агенты» могут действовать в ущерб интересам «принципалов», вплоть до обмана и мошенничества. Поэтому нужна специальная система увязки их интересов и контроля «принципалов» за действиями «агентов». Материальное вознаграждение — важнейший элемент этой системы: менеджмент может получать значительные суммы только в случае увеличения стоимости бизнеса (роста курса акций, чистой или операционной прибыли, денежного потока).

В последние два десятилетия широкое распространение получили опционы, ставшие основной составляющей вознаграждения высших руководителей публичных компаний, по крайней мере в США. Недавно во время собеседования в Нью-Йорке с кандидатом на одну из ключевых должностей в публичной компании я, председатель комитета по вознаграждениям, сразу услышал следующую фразу: «Меня не волнует, какой оклад вы мне предложите, но я хочу увидеть опционную программу, которая сделает меня богатым». Сегодня в США опционы составляют более 60% вознаграждения топ-менеджеров компаний с выручкой от $1 млрд до $3 млрд.

 

Агентская теория породила целый ряд компенсационных мифов:

  • Увязка вознаграждения менеджмента с финансовыми результатами компании положительно влияет на последние (зависимость не установлена).
  • Предоставление опционов членам высшего руководства положительно влияет на курс акций компании (зависимость не установлена).
  • Чем больше контроля за вознаграждением со стороны совета директоров, тем ниже его абсолютная величина (справедливо обратное).
  • Раскрытие информации о размерах вознаграждения высшего менеджмента ограничивает его рост (справедливо обратное).
  • Опционы являются самым дешевым способом вознаграждения менеджмента.

Интересно, что за пределами США проблему решают по-другому. В Германии денежный бонус, зависящий от финансовых результатов, является основным элементом компенсации топ-менеджеров. Японские компании предпочитают платить своим руководителям достаточно высокие оклады (более 70% общего дохода) и использовать методы морального контроля как основное средство защиты интересов акционеров. В Китае государство — главный акционер абсолютного большинства публичных компаний — рассчитывает на партийную дисциплину и жесткое административное давление.

 

Успех компании зависит не от того, какую систему вознаграждения она использует, а от того, какие лидеры в ней работают. Мотивация руководителей связана не с деньгами, а с лидерской амбицией.

В дополнение к теме рекомендую фильм Оливера Стоуна «Уолл-стрит». Главный герой Гордон Гекко, чье имя стало нарицательным в западном обществе, — яркий лидер, которому все удается, но не все прощается. Хотя Гекко рассматривает деньги в качестве главного критерия успеха, видно, что его действиями движут не мотивационные схемы, а более сложные глубинные мотивы, в которых он не удосужился разобраться и закончил свою лидерскую карьеру в тюрьме.

Автор — профессор INSEAD

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+