Великая эпоха инвестиционных банков уходит в историю. Разрекламированная по всему миру американская модель получения всего и сейчас не оправдала себя. Мировое сообщество с опаской смотрит в будущее, а рынок акций пытается найти свое место в стремительно меняющихся условиях и при новых правилах игры.
За последние 30 лет основная прибыль была заработана не в реальном секторе, а на финансовых рынках. Небывалый кредитный бум позволил инвестиционным банкам буквально озолотиться на спекуляциях. При этом население, корпорации и государства активно привлекали кредиты, не задумываясь, как их будут возвращать. Слишком велик был соблазн получить все и сейчас: дом, автомобиль, новое оборудование, конкурирующую фирму и даже бездефицитный бюджет для некоторых стран.
В связи с таким ажиотажем и эйфорией маржа (рентабельность) в инвестиционно-банковском бизнесе была огромной, а прибыли и бонусы исчислялись миллиардами долларов. Могло ли это продолжаться еще 30 лет? Наверное. Если бы не развитие информационных технологий и не противоречие кредитования с естественными законами природы. Нельзя получить олимпийское «золото», а потом всю оставшуюся жизнь тренироваться. Сначала тренировки — потом победы.
Мне кажется, что сейчас фондовый рынок пытается найти свое место и роль в новой экономике, когда значение потребителя и его индивидуальности выходит на передний план. Это означает, что приходится больше думать о том, как принести клиентам пользу, а это среди прочего означает улучшение сервиса и уменьшение его цены.
На мой взгляд, фондовый рынок будет развиваться в направлении целостного удовлетворения потребностей клиентов. До этого все было однобоко. Финансовая выгода (при заданном уровне риска) стояла на первом месте, остальные потребности клиента игнорировались. И напрасно.
Как только случился биржевой крах с дальнейшей стагнацией, многие инвесторы потеряли интерес к биржевым спекуляциям. Те аналитики и сейлзы, которые упирают на недооцененность акций и удивляются, что клиенты не покупают бумаги, просто отстали от жизни. Представьте, что акции — это всего лишь товар, который лежит в магазине на полке. Кто купит его только потому, что это дешево?
Очевидно, пройдут годы, прежде чем выработается опытным путем система новых устойчивых отношений инвесторов (в широком смысле) с фондовым рынком. А на переходном этапе то, что раньше казалось естественным и привычным, перестает работать или приобретает иные формы. И не стоит удивляться, что отношение капитализации к прибыли у качественных эмитентов может легко равняться двум, а индекс Доу Джонса — падать при выходе более сильных данных по ВВП США. Рынок пока в поиске: алгоритмическая торговля, роботы, бенчмарки, деривативы, стратегии и т. д. Очевидно сейчас только одно свойство рынка акций — он глобальный и связан с другими рынками.
В ближайшее время поведение фондовых индексов будет скорее индикатором настроения инвесторов, нежели отражением стоимости компаний, а настроения, скорее всего, будут постепенно улучшаться.
Чего ждать на следующей неделе:
Андрей Верников, заместитель генерального директора по инвестиционному анализу «Церих Кэпитал»: -1%
Алексей Евсютин, брокер по работе с ключевыми клиентами ФГ БКС: +1%
Александр Головцов, начальник управления аналитических исследований «Управляющей компании УралСиб»: -3%
Наталья Забула, старший трейдер УК «Альфа-Капитал»: -2%
Сергей Ковжаров, управляющий активами из брокерской компании AForex: +1%
Игорь Нуждин, начальник отдела стратегии и количественного анализа НОМОС-БАНКа: +2%
Александр Осин, аналитик инвестиционной компании «ТРЕЙД-ПОРТАЛ»: +1,5%
Александр Присяжнюк, управляющий портфелем УК «Газпромбанк — Управление активами»: 0%
Алексей Рыбаков, начальник аналитического отдела ИК «Трейд-Портал: +0,5%
Юрий Селяндин, управляющий директор УК «Флеминг фэмили энд партнерс»: -1%
Среднее: -0,1%