Вечером в четверг, 9 февраля, ВТБ объявил подробности обратного выкупа акций банка, размещенных в ходе народного IPO в 2007 году. Цена выкупа совпадает с ценой размещения — 13,6 копейки за акцию. Воспользоваться офертой смогут юридические и физические лица, которые приобрели акции в ходе IPO 2007 года и владели акциями на 1 февраля 2011 года — за день до памятного выступления Путина на форуме «Тройки Диалог». Сумма выкупа на каждого акционера будет ограничена 500 000 рублями.
Этим критериям, по данным ВТБ, соответствуют более 114 000 акционеров, 105 000 из которых смогут полностью продать свои пакеты. Получается, недовольными останутся 9000 человек, пакеты которых превышают 500 000 рублей. Смогут ли они опротестовать решение о выкупе?
Критерии, озвученные ВТБ, означают, что прямого выкупа не будет. По закону об АО, банк вправе размещать и выкупать бумаги и ограничивать категорию бумаг и их количество, например выкупить у акционеров привилегированные или обычные акции. Регулировать подобные параметры АО вправе собственным решением, говорится в законе об акционерных обществах. Но словосочетания «участники IPO» среди разрешенных законом критериев нет. «Поэтому весь вопрос в том, как ВТБ оформит свое решении о выкупе акций», — говорит адвокат коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев.
Акции будут приобретаться через одну из компаний группы ВТБ, сообщил сам банк. Это, скорее всего, означает, что бумаги будут скупаться на вторичном рынке. В качестве агента может выступить, например, розничная «дочка» ВТБ — ВТБ24. «В таком случае покупатель акций получит возможность формулировать любые условия оферты — цену, количество покупаемых бумаг, категорию продавцов и так далее», — говорит партнер юридической компании «Линия права» Андрей Новаковский. Следовательно, никаких особенных претензий те, кто в очерченный круг лиц не попадет, предъявить не смогут.
«Единственный их шанс, — добавляет Новаковский, — это попытаться доказать, что подобная сделка на вторичном рынке по сути прикрывает сделку по прямому выкупу. Но в российской практике применения подходящей статьи (ст.170 Гражданского кодекса РФ о мнимых и притворных сделках) в подобном контексте фактически нет. Я сомневаюсь, что кто-то сможет добиться успеха с такими требованиями».
Никакого правого аспекта для «повторно обиженных» миноритариев, к сожалению, нет, констатирует зампредседателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов. «В договоре инвестирования при покупке акций ВТБ не было прописано никаких санкций за потери или рост котировок и других действий с бумагами, — указывает он. — В соответствии со статьей 3 ГК, которая раскрывает понятие предпринимательской деятельности, миноритарии вступили в предпринимательские отношения с банком и взяли на себя по собственной воле все риски».
Капканов же советует «вдвойне обиженным» миноритариям ВТБ коллективно обращаться в приемную самого премьер-министра Путина и пытаться там лоббировать свои интересы без суда.