К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Фондовый рынок падает, финансисты переходят к прямым инвестициям

Фондовый рынок падает, финансисты переходят к прямым инвестициям
Все больше финансистов предпочитают фондовому рынку вложения в реальный бизнес. Что у них получается?

«Если бы фондовый рынок не рухнул в 2008 году, люди бы еще долго тратили время впустую», — уверен Андрей Подойницын, возглавлявший в 2001–2007 годах Национальную лигу управляющих (НЛУ). После того обвала Подойницын, бывший лоббист паевых фондов, больше не рассматривает покупку акций публичных компаний в качестве инвестиций.

С 2008 года российский фондовый рынок так и не превысил докризисных значений, последний год болтаясь около отметки 1500 пунктов по индексу ММВБ. За последние три месяца стоимость российских акций снизилась на 16%. Может быть, поэтому все больше инвесторов отказываются от игры на фондовом рынке, предпочитая ей прямые инвестиции или вложения в собственные проекты.

За последние три года S&P Private Equity Index вырос в три раза (с 30,5 пункта до 88 пунктов), в то время как акции из индекса S&P 500 — всего в два. Forbes расспросил трех финансистов, примеривших на себя роль прямых инвесторов, об их опыте и совершенных ошибках. Пока никто из них не собирается возвращаться на финансовый рынок.

 

План Подойницина

До кризиса Андрей Подойницын занимался тем, что пропагандировал инвестиции в ПИФы на посту президента НЛУ. Это не помогло ему Андрей Подойницын больше не верит в фондовый рынокспасти свои деньги. Подойницын активно инвестировал в рынок акций. В мае 2008 года он положился на мнение профессионального управляющего, отговорившего его продавать пакет акций. В тот момент рынок был на пике.

 

С тех пор бывший президент НЛУ не называет фондовый рынок иначе как «пирамидой из долгов, деривативов и формул, рождающей очередные кризисы». Сегодня Подойницын — прямой инвестор, который вместе со своим другом-физиком Евгением Демиховым строит завод по производству томографов в Германии.

Эта история началась два года назад. Демихов, профессор, доктор физико-математических наук, на какой-то вечеринке рассказал Подойницыну о своих планах наладить производство небольших отечественных магнитно-резонансных томографов. Обычный томограф представляет собой огромное устройство стоимостью €1–2 млн, размещаемое на площади не менее 30–35 кв. м.

Демихов разрабатывал томограф для диагностики заболеваний суставов и конечностей. Аппарат Демихова меньше по размеру и стоит дешевле — около €400 000. Подойницын предложил помочь в организации бизнеса. Ниша была относительно свободна. Томографы для исследования конечностей производят лишь General Electric, в то время как крупные томографы — вся «большая четверка» производителей: Toshiba, Siemens, Philips и General Electric. В год эти компании продают 1700–2000 томографов на $5 млрд, из которых 10% приходится на нишевые аппараты.

 

Спустя год первый опытный образец был разработан, а бизнес-план Подойницына заверили специалисты PricewaterhouseCoopers. На финансирование требовалось €38 млн, и предприниматели пошли по банкам и венчурным инвесторам.

Когда привлечь деньги российских инвесторов не удалось, Подойницын предложил строить завод в Германии, где в конце 1980-х работал в советском посольстве после окончания экономфака МГУ. На регистрацию компании «Криомаркт ГМБХ», поиск земли под Берлином, визирование бизнес-плана у международного консультанта ушло всего три месяца и €250 000.

Зато переговоры с немецкими банкирами отодвинули реализацию идеи еще на полгода. До получения первого транша было необходимо предоставить уже подписанные договоры с потенциальными покупателями. В результате Подойницын нашел финансирование в Азии. Он не раскрывает названий венчурных фондов, с которыми ведет переговоры, но к началу стройки у него все готово.

Строительство начнется летом этого года. Первые томографы должны быть произведены в 2014 году. Результаты проекта, естественно, будут зависеть от продаж. Подойницын рассчитывает, что основными покупателями должны стать профессиональные спортивные клубы и небольшие медицинские клиники в Европе. Пока предварительных договоров о продаже нет, но Подойницын оценивает потенциальный интерес в 30 томографов в год.

Вице-президент европейского общества радиологов, руководитель центра лучевой диагностики ФГУ «Лечебно-реабилитационный центр Росздрава» Валентин Синицын полагает, что нишевые томографы, такие как у Демихова, будут востребованы. На патологию суставов приходится довольно большая доля томографических исследований в медицине, и если эта модель пройдет клинические испытания, то авторы проекта вполне могут рассчитывать на успех.

 

Если хочешь 
быть здоров

Рабочий день бывшего члена правления Сведбанка Алексея Аксенова начинается с занятий в тренажерном зале «Центра доктора Алексей Аксенов сделал ставку на лечебную физкультуруБубновского на Ходынке». И это не просто дань здоровому образу жизни. Аксенов — основной акционер этой клиники, в которой лечат заболевания опорно-двигательного аппарата.

Клиника, открывшаяся в 2011 году, работает по методике разработанной доктором медицинских наук Сергеем Бубновским. «Метод связывает медицину и фитнес. В советских поликлиниках это называлось лечебной физкультурой», — рассказывает Аксенов. Здесь без хирургического вмешательства пытаются лечить, например, межпозвоночные грыжи.

Прежде чем инвестировать в лечебную физкультуру, Аксенов был успешным банкиром, сделал карьеру в Юникредит Банке и в российской «дочке» шведского Swedbank. Когда после 2008 года шведский банк резко сократил операции в России из-за убытков на развивающихся рынках, Аксенов оказался не у дел. Работу в банках он искать не стал, сразу задумавшись о собственном бизнесе. Инвестировать накопленные деньги в фондовый рынок Аксенов даже не думал: «Мне ближе идея личного private equity фонда».

 

От первых идей — сети автомастерских, кафе или сети стоматологических клиник — его отговорил друг детства Олег Шинберг. Он, основатель стоматологической сети «Интермедсервис», не понаслышке знал о высокой конкуренции на этом рынке. Шинберг рассказал Аксенову о Бубновском, который известен как автор системы восстановления позвоночника. Аксенов, и сам страдавший остеохондрозом, решил заработать на клинике и заодно подлечиться.

Большую часть клиники площадью 800 кв. м занимает зал со специальными спортивными снарядами из Германии — штангами, лестницами, силовыми тренажерами. Часть из них специально разрабатывали в Германии по схемам Бубновского.

Надо сказать, что Бубновский, помимо того что доктор, еще и хваткий бизнесмен: он уже несколько лет продает франшизу различным клиникам на использование своего имени. Таких клиник открыто уже около сотни в разных городах России. Система с использованием франчайзинга несет в себе довольно высокие риски — падение качества обслуживания, снижение доверия к методу лечения и падение выручки. К тому же у Бубновского есть конкуренты — похожие методы лечения остеохондроза разработали Валентин Дикуль и Анатолий Бобырь.

Чтобы снизить риски, Аксенов предложил Бубновскому 33% в капитале своей клиники с условием, что врач будет раз в неделю принимать пациентов. Еще 33% у Шинберга, который отвечал за получение необходимых лицензий и разрешений в Минздраве. Каковы финансовые результаты проекта?

 

Первоначальный бизнес-план предполагал инвестиции на сумму 15 млн рублей. Постепенно эта сумма выросла до 20 млн рублей. Первые просчеты обнаружились сразу после открытия клиники весной 2011 года. Сделав ставку на индивидуальное сопровождение клиента, Аксенов установил высокий ценник — 30 000 рублей за цикл из 12 занятий против 22 000–24 000 рублей в других клиниках под брендом «Бубновский». Предложение никак не могло конкурировать и с годовым абонементом в фитнес-зал экономкласса. В итоге Аксенов с партнерами снизили стоимость лечебного цикла до 25 900 рублей.

Через год после запуска расходы на аренду и персонал полностью окупаются. В день клинику посещает около 100 человек, а ежемесячная выручка достигает 5 млн рублей. Цель акционеров — получить среднемесячный оборот не менее 6,5 млн рублей и выйти на безубыточность через 2,5 года. Получится? По крайней мере свои проблемы с позвоночником Аксенов успешно решил.

Равнение 
на китайцев

Летнее утро в деревне. Идиллию нарушает грохот алюминиевого ведра, в котором по лестнице скачет маленькая девочка. В погоне за Задумав посмотреть фильм в интернете, Вы наверняка попадете на сайт Олега Тумановабабочкой она уходит далеко от дома и попадает в лес. Так начинается первая серия известного мультсериала «Маша и Медведь» — лидера просмотров (5,5 млн раз) на сайте Ivi.ru. Этот самый популярный видеопортал в Рунете, позволяющий смотреть фильмы онлайн, принадлежит Олегу Туманову — бывшему заместителю главного управляющего директора Альфа-банка.

 

Туманов загорелся интернет-бизнесом еще в середине 1990-х. В Америке тогда как раз начиналось эпоха интернета, а Туманов учился в бизнес-школе Wharton. Но следующие 15 лет он, выпускник Московского финансового института, занимался банковской карьерой: работал в Banque Unexim в Женеве, в «Никойле», а с 2001 года — в Альфа-банке.

Как банкир стал интернет-инвестором? В 2005 году Туманов принял предложение Леонарда Блаватника возглавить его российский холдинг, в который входила в том числе и Digital Access Holding — компания по дистрибуции цифровой музыки. Но после того как крупнейшие звукозаписывающие компании стали продавать права напрямую, Блаватник решил избавиться от бизнеса.

Туманов, который сам сочиняет музыку, за символическую сумму выкупил этот проект вместе с Леонидом Богуславским (№191 в рейтинге богатейших российского Forbes и инвестор №1 в Рунете). Сразу после этого Туманов предложил соинвестору изменить бизнес-модель и сосредоточиться только на видеоконтенте.

Проект Ivi.ru функционирует с февраля 2010 года. Через два года после начала работы Ivi.ru ежедневно, по данным Туманова, собирает от 700 000 до 1 млн зрителей, ежемесячно — 13–16 млн человек, обгоняя своего ближайшего конкурента Tvigle.ru. Статистика TNS Россия ниже — согласно замерам в марте 2012 года, на Ivi.ru зашли 11 млн человек. Годовой доход от рекламы Туманов не раскрывает, но признает, что пока он составляет несколько миллионов долларов. В 2010 году следующим соинвестором стал медиахолдинг «ПрофМедиа», затем американский венчурный фонд Tiger Global и российская компания Creative Industries.

 

Туманов ориентируется на пример китайского Youku.com. Выручка видеопортала, запущенного на три года раньше Ivi.ru, за прошлый год составила $143 млн, а капитализация уже превысила $2,5 млрд. Конкуренты скептически относятся к планам Туманова. Основатель видеопортала Tvigle.ru Егор Яковлев говорит, что модель Ivi.ru рассчитана на быстрое развитие в ущерб доходности в течение первых лет работы. «Он строит бизнес на продажу стратегу, а не для получения операционной прибыли», — уверен Яковлев.

Финансовым рынком Туманов больше не интересуется из принципиальных соображений. «Я не вижу особых причин для быстрого роста финансового сектора», — говорит он. Его бизнес, считает Туманов, находится в сегменте, который будет активно расти в течение ближайших пяти-семи лет. «А это намного круче, чем финансовый рынок», — говорит он. Оценить, какой будет рентабельность венчурных проектов, пока трудно. Зато известно, что за последний год, с мая 2011 года до мая 2012 года, индекс ММВБ потерял 16%.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+