К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Инвестбанки вышли из моды

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
В ближайшие два-три года сектор IB будет бороться за выживание. Его ждут снижение рентабельности и сокращения персонала

Выпускникам экономических и финансовых вузов и школ, мечтающим попасть на работу в инвестиционные банки, стоит серьезно взвесить свои шансы. В ближайшие несколько лет сектор IB ждет сокращение персонала. Чтобы оставаться прибыльными, банкам придется усилить свою специализацию, отказавшись от некоторых направлений бизнеса. Такие выводы содержатся в вышедшем на днях исследовании консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultant, посвященном IB.

По оценкам Roland Berger (штаб-квартира в Мюнхене), входящей в пятерку крупнейших консалтинговой компании мира, в этом году доходы отрасли IB могут в случае обострения кризиса в еврозоне снизиться на 15% до €200 млрд (в 2011 году выручка отрасли составила €230 млрд). Средний показатель RoE (отдачи на капитал) упадет до 5% (в базовом прогнозе – до 9%). Для сравнения, до 2007 года средняя эффективность капитала западных инвестиционных банков составляла примерно 25%, а после кризиса была на уровне 12-15%.

На прибыли инвестиционного бизнеса давят медленный экономический рост, падение деловой активности и резко возросшее присутствие государства — как в активах, так и в регулировании отрасли.

 

Инвестиционный банкинг возвращается к началу 2000-х – к своему состоянию до появления финансовых пузырей, бума IPO и появления сложных финансовых инструментов. В 1990-х финансовый сектор США, по данным профессора Нью-Йоркского университета Томаса Филлипона, создавал 20-30% всех корпоративных прибылей в США, его доля в ВВП достигала 7%. К 2006-му его доля составила уже 41% и 8,3% соответственно. Падение доли финансовой сектора в ВВП на 1% (до уровней 1990-х) эквивалентно сокращению годового фонда заработной платы на $100 млрд.

В середине прошлого года 16 крупнейших инвестбанков объявили о сокращении 25 000 человек, из них к концу 2011 рабочие места покинули 15 000 человек (это около 3% занятых в индустрии). Банкам сегодня просто не требуется такое количество сотрудников.

 

Россия – не исключение. В мае этого года группа «Ренессанс Капитал» провела сокращение 10-15% своих сотрудников, преимущественно из подразделений IB, а также из аналитического и торговых  подразделений. Предыдущая волна сокращений в «Ренессансе» прошла в сентябре 2011 года. По словам зампредправления ИК «Ренессанс Капитал» Александр Мерзленко, инвестбанки переживают не самые лучшие времена, «Количество умерших окажется намного больше количества выживших» , — говорит он.

Сокращения продолжатся, уверены аналитики Roland Berger. Для сохранения эффективности бизнеса нужно уволить до 75 000 человек в течение следующих 3-4 лет. Всего в отрасли работает около 0,5 млн человек.

Чтобы остаться на плаву, большинству инвестбанков и финансовых компаний  придется определить свои сильные стороны и отказаться от остальных направлений бизнеса. Так, например, Royal Bank of Scotland и UniCredit ушли с рынка акций (подразделения cash equities), а Santander и BBVA больше не занимаются торговлей сырьевыми товарами.

 

Размер прибыльного пирога уменьшается быстрее, чем число желающих его попробовать. Доходы глобальных банков смещаются в сторону комиссионных за операции по торговле валютами, кредитных операций. «В итоге инвестбанкинг станет уделом тех, кто в этом действительно разбирается, для кого это действительно основной бизнес. Большинство сосредоточится (либо естественным образом, либо под давлением регуляторов) на коммерческом банкинге», — говрит Мерзленко.

Западные банкиры пакуют чемоданы и отправляются на развивающиеся рынки, которые в 2011 году принесли почти треть (28% против 18% в 2006 году) совокупной выручки инвестбанкинга. Самые перспективные направления сегодня — это Азия (Китай) и Бразилия. Однако там глобальные банки сталкиваются с ожесточенной конкуренцией. На развивающихся рынках уже присутствуют региональные чемпионы, которые активно развивают инвестиционные направления. В Латинской Америке, например, лидером является бразильский Itau Unibanco, а в Азии британский банк Standard Chartered.

Похожая ситуация и в России, где в инвестиционном бизнесе лидируют амбициозные докризисные проекты госбанков ВТБ и Сбербанка, опирающиеся на их балансы. Такая поддержка позволяет им противостоять общей тенденции и предлагать полный спектр услуг. «Их руководство не предъявляет жестких условий по уровню прибыли», — говорит в частной беседе инвестбанкир. Так, например, в 2010 году VTB Capital принес группе 43,3% доналоговой прибыли (30,8 млрд рублей из 71,1 млрд. руб.), а в 2011 году только — 0.008% (1 млрд рублей из 115.5 млрд). Какой еще инвестбанк может позволить себе такую волатильность результатов?

Проблемы на развитых рынках увеличивают преимущество локальных игроков. По мнению старшего партнера Roland Berger Дмитрия Зайцева, возможное ухудшение ситуации в еврозоне может закрыть доступ российских компаний к иностранному финансированию, что даст дополнительное преимущество крупнейшим российским инвестбанкам.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+