«Ультранизкие, практически равные нулю ставки центральных банков могут привести к снижению кредитования, а не росту. В итоге можно получить сокращение реального сектора экономики», — пишет в Financial Times исполнительный директор инвестиционной компании PIMCO Билл Гросс.
Традиционные экономические модели предполагают, что снижение ставок стимулирует совокупный спрос и увеличивает интерес к рискованным финансовым инструментам, так как инвесторы пытаются получить больший доход. «Низкие ставки и «количественное смягчение» помогли финансовым рынкам и реальному сектору Соединенных Штатов, Европы и Японии остаться на плаву», — пишет Гросс. Впрочем, сейчас, считает он, ситуация может измениться.
Близкие к нулю ставки не способствуют увеличению кредитования, уверен Гросс. С одной стороны, банки, зарабатывающие на разнице между ставкой привлечения и ставкой размещения денег, не заинтересованы в росте кредитного портфеля: слишком низок доход при довольно высоких кредитных рисках. С другой стороны, потребители всегда уверены, что могут взять дешево длинные кредиты, поэтому не торопятся их брать.
Гросс пишет также, что в такой ситуации банки не заинтересованы в привлечении депозитов, так как трудно заработать на размещении средств. Проблема в том, что обещание ФРС США поддерживать низкие ставки в течение долгого времени способствовало падению ставок по долгосрочным инструментам (сейчас 30-летние госбонды США приносят 2,82% годовых, 10-летние — 1,84%). А игра на разнице краткосрочных и долгосрочных ставок — один из основных инструментов заработка для банков.
«Все центробанки должны задаться… вопросом, могут ли сверхдешевые деньги вызвать в конце концов рост (экономики) или более вероятно обратное: снижение кредитования, исчезновение ликвидности и создание препятствий росту», — пишет Гросс.