Главной финансовой темой для обсуждения на прошлой неделе стал курс российского рубля к доллару США. Когда национальная валюта упала до 32 рубля за доллар, начались многозначительные вопросительные возгласы: «Cколько это будет продолжаться?» Когда же доллар стремительно подорожал до 33 рублей за доллар, тут за калькуляторы схватились и те, кто долларов в руках не держал уже много лет.
Но давайте отойдем немного от монитора с котировками. Что несет стране такой высокий курс доллара США, валюты, в которой оцениваются практически все наши основные источники благополучия — нефть, газ, уголь, металл и лес? А вот что: стоимость нефти с середины марта по конец мая понизилась в долларах примерно на 18%, а в рублях только на 11%. А налоговые отчисления в бюджет идут, конечно, в рублях и считаются с доходов в национальной валюте. Это значит, что запас прочности (или платежеспособности) нашего правительства по отношению к своим гражданам достаточно высок, чтобы не паниковать. Хватит на все заложенные в бюджет социальные и инфраструктурные расходы. Да чего уж там паниковать, даже переживать пока что повода нет.
Второй момент, не менее важный в масштабах мировой экономики: наши товары, идущие на экспорт (да-да, такие есть!), приобретают дополнительное конкурентное преимущество. В то же время, дорожает импорт, что дает стимул для активизации внутренних производителей. И то, и другое, если и не означают роста прибылей отечественных компаний, то по крайней мере делает их устойчивее.
Теперь можно вернуться обратно к монитору, чтобы посмотреть, что же произошло в очаге тлеющего мирового кризиса и чем это грозит нам всем. После Ирландии и Греции подошла очередь следующих возмутителей спокойствия — Португалии и Испании. Планы по снижению дефицита бюджета, рекапитализации банковской системы в этих странах выполнить не получается. А это значит, что в скором времени придется прибегать к мануальной терапии, то есть хоть как-то пытаться исправлять ситуацию не рыночными, а директивными методами. А дальше в этом списке на спасение стоят куда более весомые кандидаты. И если европейцы совместными усилиями не найдут эффективного решения долговой проблемы, то существующих спасательных жилетов на всех не хватит. Инвесторы действительно боятся оказаться в ситуации, сходной с крушением «Титаника», с той лишь разницей, что пассажиры в курсе, что впереди айсберг, но не в силах что-либо изменить.
Но все же я остаюсь оптимистом. Как бы ни старались запугать нас гуру кризисов своими туманными взглядами в будущее, конец света еще не наступил. У экономики есть и пространство для маневра, и время для излечения. Главное в рыночной терапии — не впадать в панику. Если посмотреть на рынки так, словно ничего о них не слышал минимум полгода, то стоимость акций выглядит очень привлекательно. Это не значит, что уже пора покупать. Но надо присматриваться и задумываться о покупке.
Чего ждать от фондового рынка на этой неделе?
Никита Емельянов, аналитик УК «Альфа-Капитал»: 0%
Алексей Ермолов, управляющий активами финансовой группы ГФТ: -0,5%
Игорь Кобзарь, начальник инвестиционного управления «Райффайзен Капитал»: +2%
Александр Осин, главный экономист «Финам Менеджмент»: +0,5%
Алексей Рыбаков, аналитик Инвестиционной компании «ТРЕЙД-ПОРТАЛ»: -1,1%
Юрий Селяндин, управляющий директор УК «Флеминг фэмили энд партнерс»: 0%
Андрей Стоянов руководитель управления исследований рынка УК БКС: -3%
Василий Танурков, аналитик ИК «Велес Капитал»: - 3%
Карен Исаджанян, аналитик «Рай, Ман энд Гор Секьюритиз»: - 3%
Ариэл Черный, аналитик «Allianz РОСНО Управление активами»: - 3%
Среднее: - 1,1%