К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему наша биржа так часто ломается

Почему наша биржа так часто ломается
Частные инвесторы должны судиться с ММВБ-РТС за каждый сбой

23 апреля 2012 года в фондовой секции на бирже ММВБ-РТС приключился очередной форс-мажор. Торги акциями были приостановлены, три или четыре раза биржа рапортовала об их новом запуске, потом объявила «чрезвычайную ситуацию». С грехом пополам заработало все только в 21:50 по Москве.

Казалось бы, чему удивляться? Это ж Россия, все постоянно ломается. Биржа и не должна быть исключением. Однако еще до середины 2011 года сбой на бирже ММВБ (тогда она находилась еще в процессе присоединения РТС) считался событием действительно редким и чрезвычайным. Последний из них датировался осенью 2009 года.

Почему же все стало так плохо? Вспомнив крылатую фразу «Кадры решают все», обратимся к не столь давним кадровым назначениям на ММВБ. В июне 2010 года главой биржи ММВБ стал Рубен Абелович Аганбегян, перешедший на новую работу из группы «Ренессанс Капитал». В марте 2011 года вице-президентом, курирующим информационно-технический блок, назначен Ваган Рубенович Варданян, перешедший на новую работу из группы «Ренессанс Капитал».

 

Сферой ответственности Вагана Варданяна предполагалось сделать создание и реализацию IT-стратегии и общее руководство блоком IT. Как обычно, вновь назначенный управленец дал бодрый и оптимистичный комментарий. Цитирую пресс-релиз ММВБ. «Основной своей задачей на ММВБ считаю подготовку биржи к решению технологических задач, вытекающих из требований рынка», — говорил новый назначенец.

Не буду сейчас рассуждать про землячество, кумовство и кооператив «Озеро» в рамках отдельно взятой биржи. Но после назначения нового вице-президента сбои на бирже пошли косяком.

 

18 августа 2011 года торги были приостановлены с 16:11 мск до 17:50 мск. Тогда причиной стал человеческий фактор. Некий сотрудник биржи «при работе перепутал тестовую систему торгов и боевую».

01 ноября 2011 года торги не проводились с 16:15 мск до 17:50 мск. Биржа объяснила сбой «некорректным взаимодействием программных компонент ряда серверов доступа участников к торговой системе». При этом за 5 минут до технического сбоя, в 16:00 мск, началась встреча сотрудников бирж ММВБ и РТС с руководством, посвященная интеграции двух бирж.

8 ноября 2011 года торги на ФБ ММВБ начались только в 11:00 мск в связи с некорректным отображением информации об остатках денежных средств участников торгов.

 

19 декабря 2011 года (в первый день торгов на объединенной бирже) сбой на ММВБ-РТС произошел из-за неполного удаления данных после тестирования системы.

Люди теряли деньги из-за того, что на их счете неправильно отражалось количество контрактов (у кого-то их стало больше, чем нужно, у кого-то меньше). Это случилось потому, что после планового тестирования «боевой» системы по взаимодействию служб биржи и участников торгов были не полностью удалены данные из всех систем.

И наконец 23 апреля 2012 года сбой произошел «из-за некорректной обработки транзакции».

Такая дребедень надоела даже совету директоров ММВБ-РТС. Было объявлено, что совет после майских праздников примет кадровые решения и меры административного воздействия в отношении сотрудников IT-департамента биржи. Делаем ставки: кого же уволят, очередного стрелочника или кого-то из управляющих директоров биржи (которых насчитывается почти 20)?

Самое интересное, что все сбои происходили тогда, когда индекс российского фондового рынка начинал падать или даже стремительно и резко валиться. А открывались торги только при отскоке рынка. Это можно легко отследить на графиках. Подобные «случайные» флуктуации и породили среди спекулянтов мысль, что руководство биржи вручную отрубает торги, чтобы спасти от маржин-коллов какого-то крупного игрока (брокера, управляющую компанию или фонд). Теория заговора? Не уверен.

 

Предполагаю, что на сегодня у руководства биржи выстроена следующая иерархия ценности клиентов: самый ценный клиент = клиент, приносящий самую большую комиссию. Поэтому самыми ценными для биржи являются гиперактивные торговые роботы, потом иностранные фонды, наши фонды и управляющие компании, а частные инвесторы где-то на задворках.  Соответственно, думаю, что биржа готова на многое, чтобы не потерять ценных клиентов.

Что же делать частному спекулянту-инвестору? Бежать на западные площадки? Ругать руководство биржи в блогах? Требовать отставок и наказания непосредственных виновников сбоев? Я люблю периодически делать все это для разрядки. При этом понимаю: в свете разговоров о российском МФЦ (Международном финансовом центре) руководители биржи никогда не признаются в том, что частные российские инвесторы им особо не нужны. А доказательств у меня нет.

Поэтому нужно прояснить этот момент опытным путем. Пострадавшим я предлагаю долгий и спорный механизм защиты — судиться. Сбой на бирже — судиться, повысили гарантийное обеспечение — судиться, отменили сделки — судиться и т.п. Таким образом, решения суда по нескольким частным случаям помогут сформировать общую картинку и понять, защищен ли частный российский инвестор как пользователь услуг российской биржи или не защищен.

Если не судиться, то придется слепо руководствоваться позицией ММВБ, сформулированной по итогам сбоя 19 декабря 2011 года и обозначенной примерно так: «Клиент моего клиента — не мой клиент». То бишь биржа отвечает материально только перед брокерами, как лицами, заключившими договор с биржей. А частные инвесторы пусть трясут убытки с брокера, а биржу не трогают. А при подобном раскладе, может быть, действительно нужно бежать с российской биржи? На сегодня ММВБ спасает отсутствие российской альтернативы. Но, как известно, свято место пусто не бывает.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+