Уоррен Баффет как-то сказал: «Надо быть жадным, когда все становятся трусливыми». Судя по ситуации на фондовых рынках, уже пора: европейский долговой кризис напугал всех так, что при реальной инфляции в 1-2% рынки торгуются на уровнях, соответствующих инфляции в 9-10%, а падение индекса немецкой биржи (DAX) за год составило более 30%.
И конечно, надо направляться туда, где «кровь течет по улицам», — сегодня это страны, еще в 1990-е годы названные PIGS, — Португалия, Италия, Греция, Испания. Ситуация в них очень серьезная — высокий и дорогой в обслуживании долг, высокая безработица, зависимость от ликвидности еврозоны, неэффективный бюджет, высокая социальная нагрузка, привычка населения к получению неадекватного уровня социальной поддержки в сочетании с политической активностью. Вот только размер разный: Греция, в сущности, незаметна на фоне экономики еврозоны, а Италия и Испания занимают в ней заметную роль — их доля 14% и 9% соответственно. Они же являются крупнейшими импортерами ЕС — 5% ВВП Германии и Франции приходится на импорт в Италию и Испанию. Дефолт таких экономик приведет к глубочайшей рецессии еврозоны, а их выход из евро — к рецессии оставшихся ее членов.
Но Европа не спешит спасаться. США «заливают свой пожар бензином», под дружный хор критиков обеспечив рынкам ликвидность и на ее фоне получив дешевый доллар и низкую стоимость заимствования (мировые рынки уверены в успехе: DJ сегодня стоит столько же, сколько и в начале года, а государственные долги США были в этом году лучшей инвестицией, чем золото). Европа же отказывается идти на печатание денег, и, возможно, скоро будет поздно: уже вовсю начала проявляться нехватка денег в промышленности. Из-за кризиса закрывается межбанковский рынок, американские и азиатские банки резко снизили свои лимиты на Европу, как следствие объемы tradefinance сократились в отдельных отраслях в разы.
Ситуация с Грецией (которая несомненно идет к дефолту, вопрос только, когда) все-таки остается управляемой, поскольку греческое правительство верит в помощь Европы — размер позволяет. У Италии и Испании таких шансов нет, поэтому, возможно, в ближайшем будущем они начнут играть свою игру: выход из зоны евро и частичный дефолт могут для них стать самым выгодным вариантом.
Рынки PIGS находятся под влиянием момента — нехватка ликвидности заставляет инвесторов продавать дешево, а жесткие ограничения глобальных фондов на принятие страновых рисков толкают их к сбрасыванию даже хороших активов в «плохих» странах. При этом в периметре PIGS есть много компаний, которые хорошо защищены от кризиса и даже дефолта страны, и стоят уже сегодня очень дешево. Например, Hellenic Telecommunications. Компания принадлежит на 40% Deutsche Telecom, объем бизнеса растет за 2011 год на 15%, DEBT/EBITDA составляет всего 2,7. Сфера мобильных телекоммуникаций контрциклична, бизнес растет в кризис. При этом акции компании торгуются с форвардным P/E ~ 5,8, упав за год почти на 50%, а облигации с дюрацией меньше 4 лет показывают доходность 20% годовых.
Похожая компания — Coca Cola Hellenic. Колу пьют в самый тяжелый кризис, тем более в стране, где много туристов. Тем не менее компания с ROI 10%, стабильной прибылью и дивидендной доходностью почти 5% торгуется с P/E = 9,15. За 2011 год она потеряла в цене почти 50% и стоит сегодня на 3% меньше, чем 10 лет назад (притом, что продажи CCH выросли более чем в 2 раза).
Более глобально — итальянская ENI. Это энергетическая компания, работающая в 72 странах мира и мало зависимая от рынка Италии. В условиях мирового роста цен на энергию, который вряд ли может быть остановлен даже дефолтом PIGS, с долгом, деноминированным в основном в евро и соотношением DEBT/EBITDA = 5,6, что немного для компании, имеющей огромные фиксированные активы, с ростом прибыли в 2011 году на 6%. Акции компании торгуются по P/E ~ 8,8 —на минимуме более чем за 10 лет, с дивидендной доходностью выше 8%.
Energias de Portugal S.A. Один из крупнейших операторов электроэнергии в ЕС и одна из крупнейших португальских бизнес-групп. 62% электроэнергии производится группой с помощью возобновляемых источников. Около 30% EBITDA генерируется в Южной и Северной Америке. Соотношение NetDebt/EBITDA = 4,1, при этом облигации компании торгуются с доходностью 9,5%, а акции — с ROE больше 12%, и P/E ~ 7,9. Компания стоит на 15% дешевле, чем в начале 2009 года.
Упомянутые активы в будущем будут стоить значительно выше сегодняшних уровней. Но нельзя не оговориться, что в пике кризиса, который еще похоже не наступил, они могут стоить дешевле, чем сегодня, — тем, кто верит в markettiming, стоит подумать, прежде чем спешить делать покупки.