Экономика, основанная не на труде, а на продаже природных ресурсов, предполагает крайне неравномерное распределение доходов — большинство населения не может делать сбережений. Откладывать на будущее могут позволить себе немногие представители среднего класса, а основная масса граждан живет в кредит. Так сегодня обстоят дела в России.
Ежегодно сотни тысяч наиболее работоспособных россиян покидают страну, а количество государственных служащих быстро растет. Одновременно идет старение населения. Владимиру Путину, предложившему в начале февраля привлекать сбережения граждан на рынки капитала через пенсионные фонды и фонды коллективных инвестиций, будет довольно сложно добиться поставленной цели после выборов.
В то же время предложение привлекать деньги населения на фондовый рынок не только бессмысленно, но и опасно для экономики. При получении дохода на рынках капитала «сберегающие» граждане будут больше тратить, и на фоне роста инфляции 99% населения будут еще больше нищать. Если же рынки капитала станут съедать накопления, «сберегающие» будут пополнять ряды недовольных.
Экономический эффект от такого привлечения спорен. Почти все сбережения населения уже находятся в банках, которые являются профессиональными экономическими агентами. Для более активного вовлечения этих средств в экономику («удлинения», создания условий для их выхода на рынок капитала) надо не агитировать население или создавать пенсионные инструменты, а изменить банковское регулирование. Возможно, стоит даже выдать банкам государственные гарантии на долгосрочные инвестиции, пообещав поддержку ликвидностью в случае больших изъятий денег населением (например, разрешить залоги акций и кредитов Банку России).
Наконец, реальным драйвером экономики являются расходы, а не сбережения. Чем больше население тратит, тем быстрее растет экономика. Улучшать условия для сбережений — значит снижать экономический рост.
Стоит озаботиться тем, как обеспечить населению пенсию. Это все же вопрос государства, которое должно, с одной стороны, сокращать количество неспособных к сбережениям граждан, а с другой — находить ресурсы для обеспечения пенсией малоимущих.
И того и другого можно достичь, опираясь на бразильский опыт. Бразилия изымает в пользу государства почти весь доход от добычи природных ресурсов (например, за счет национализации месторождений и найма профессиональных компаний для добычи). Деньги направляются не на расходы бюджета, а на создание новых рабочих мест и социальные нужды.
Такая политика заставит предпринимателей и инвесторов перенести свой фокус с ресурсного бизнеса, который сегодня дает наибольшую маржу, на бизнес, основанный на квалифицированном труде. Это позволит создать финансовую подушку для обеспечения малоимущих и новые рабочие места. Такая смена экономической политики должна дать ощутимый результат за 5–10 лет.
А вот для тех, кто может и хочет откладывать на старость самостоятельно, пенсионное обеспечение всегда будет личной ответственностью. Они должны инвестировать так, чтобы на длинном периоде времени обогнать инфляцию. Механизм для этого выработан — диверсифицированный (чтобы минимизировать эффект единичных непредсказуемых проблем) портфель акций прибыльных компаний с высокой дивидендной доходностью. От таких вложений не надо ждать стабильной прибыли — меньше чем на 3–5 лет инвестировать средства в такую стратегию нельзя. И наконец, не стоит ждать эффективных предложений от российских пенсионных фондов — они ограничены консервативными декларациями, должны часто фиксировать прибыль и не имеют доступа к необходимым финансовым инструментам.