К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зачем правительство хочет вернуть налог с продаж

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images

Вопрос возврата налога с продаж сейчас серьезно прорабатывается в правительстве. Зачем? Как мы все хорошо помним, налог с продаж был упразднен совсем недавно, в 2004 году. За время своего существования (с 1999-го по 2004 год) этот налог вошел в историю российского законодательства как один из наиболее противоречивых. Именно на него «сваливают» рост цен, падение покупательской способности, увеличение налогового бремени и осложнение системы бухгалтерского учета для предпринимателей. Этот налог было сложно контролировать и собирать. Его было легко не платить, что ставило в неравные условия честных и нечестных предпринимателей.

Естественно, после заявления на самом высоком уровне о возможности возврата старого налога многие начали сомневаться в адекватности такого решения. Каким образом введение налога с продаж (НСП), обладающего такой репутацией, может быть выгодным государству и налогоплательщикам? На самом деле есть одно условие, при котором введение налога на продажи можно рассматривать с положительной точки зрения, — если он не будет существовать вместе с НДС (как это было ранее). Но, судя по всему, введение НСП как «дополнительного» налога не планируется. 21 ноября на международной научно-практической конференции по налогообложению помощник президента России Аркадий Дворкович заявил, что налог с продаж будет введен вместо НДС.

Давайте подумаем, к чему может привести возвращение НСП. Так как налог с продаж является региональным (то есть деньги поступают в бюджеты субъектов), то в первую очередь произойдет перераспределение бюджетных доходов. Сегодня в России регионы получают неравномерные налоговые доходы, из-за чего приходится увеличивать им размеры трансфертов из федерального бюджета. А все деньги от сбора НДС идут в федеральный бюджет. Если налог с продаж будет введен, то все сборы по этому налогу будут поступать в региональный бюджет. Следовательно, региональные власти получат больше доходов, и у них появится больше возможностей самостоятельно принимать финансовые решения для экономического развития региона.

 

Теперь давайте разберемся, как введение НСП может отразиться на ценах. Сейчас в стоимость товаров (и услуг) включается НДС, процентная ставка которого составляет от 18% до 0%. Поэтому если его заменят на НСП, ставка которого будет составлять 5-10%, то больших изменений в цене не произойдет. Но это условие работает только тогда, когда налог будет взиматься один раз — на стадии продажи. Впрочем, если налог будет возвращен в прежнем виде, то так оно и будет.

Самым рьяным противником налога с продажи до недавних пор являлся Минфин. Экс-министр финансов Алексей Кудрин считал неправильным отказываться от НДС, который, по его словам, служит опорой российского бюджета: его сборы составляют более 3% ВВП. По мнению Кудрина,  потери федерального бюджета могут составить сотни миллиардов рублей. Однако с уходом Кудрина Минфин перестал столь категорично выступать против замены НДС на НСП. Не исключено, что на этот раз сторонникам нового старого налога удастся перебороть Минфин.

 

Автор — старший консультант департамента финансовой отчетности ГК CONTRUST.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+