На днях на приеме, организованном нашими партнерами во Франкфурте, я разговорился со знакомым немцем, многие годы работающим в одном из крупнейших банков Германии. Мой друг, назовем его Клаусом, вспоминал далекие 1980-е и 1990-е, когда работа в банке была мечтой каждого студента и даже школьника, являясь, по сути, синонимом стабильности и процветания. Если владелец квартиры или дома узнавал, что его потенциальный квартиросъемщик банковский служащий, договор найма жилья подписывал не глядя.
Но после 2008 года все изменилось. Клаус сетовал, что порой ему стыдно признаться на людях, что он работает в банке. Как же, ведь именно банкиры устроили кризис! Большинство немецких обывателей уверено именно в этом.
И не только немецких — последние исследования клиентских предпочтений показывают, до какой степени упало доверие к отрасли. Так, согласно исследованию Ernst & Young, более 44% респондентов по всему миру утверждают, что уровень доверия к банкам в 2010 году снизился. Заметим, что опрос проводился в нынешнем году, а не осенью 2008-го, когда, как карточные домики, сыпались глобальные инвестиционные дома. Данные Capgemini, приведенные в отчете 2011 World Retail Banking Report, еще более красноречивы: они свидетельствуют о том, что уровень доверия к банкам в последнее время больше всего упал в тех странах, которые в меньшей степени были затронуты кризисом. К примеру, 58% клиентов, обслуживающихся в банках из Азиатско-Тихоокеанского региона, не доверяют своим банкам. Потеря доверия еще более ощутима в Латинской Америке, где 68% (!) респондентов заявили о недоверии банковскому сектору. Респонденты из Западной Европы продемонстрировали самый низкий уровень недоверия — 38%.
Но, как уверял меня Клаус, и этого вполне достаточно для того, чтобы банковские служащие потеряли комфорт. Если тебе нужно снять квартиру, на всякий случай инструктировал меня немец, ни в коем случае не признавайся, что работаешь в банке. Лучше скажи, мол, что работаешь на заводе. Или в клинике. Или в автосервисе.
Ярлык причастности к кризису приклеен настолько крепко, что никто не хочет вдаваться в детали — в чем, скажем, отличия коммерческих банков от инвестиционных. Виновен, и все тут.
Зато теперь Клаус не колеблется при выборе профессии для своего пятнадцатилетнего сына — на семейном совете решили, что он станет инженером. Немецкая промышленность, в отличие от банковской сферы, по-прежнему устойчива и только укрепляет свои позиции в мире.
У меня тоже подрастают дети, и мы с супругой в ближайшее время тоже окажемся перед выбором. Скоро исполнится 20 лет, как я начал работать в банковской сфере. Я всегда считал и продолжаю считать свою работу интересной и достойной уважения. Банк — это не только дебет с кредитом, не набор бухгалтерских проводок и даже не чистая процентная маржа, рост которой так радует глаз, — это еще и место встречи людей, из которых одни доверяют банку свои сбережения, а другие — решение своих финансовых проблем. Банк не может существовать без доверия.
Вопрос в том, захотят ли наши дети работать в банковской сфере. Или, как сын Клауса, предпочтут заняться чем-нибудь другим. Настоящим делом. Чтобы стать уважаемыми в обществе людьми.