Пока не появится возможность дешево занимать за рубежом, российские банки будут рисковать и держать высокие ставки по депозитам
С приходом осени я все больше времени провожу в метро, где можно сделать поистине удивительные наблюдения. Недавно я заметил, что в метро реклама одного из банков призывает взять кредит за 15% годовых. При этом на улицах билборды того же банка сулят те же 15% годовых, но уже по депозиту. Хочется поздравить рекламщиков, что они так четко разнесли потребности заработать и потратить относительно поверхности земли. Однако вопрос в другом: насколько банковские ставки разумны и не является ли их рост сигналом скрытой угрозы?
Обычно ставки по рублевым депозитам наиболее стабильных банков сопоставимы с инфляцией, но сейчас они существенно ее превышают. Например, в благостном 2007 году годовые ставки были в пределах 10-12%, что в точности соответствовало официальной инфляции. Сегодня при ожидаемой инфляции в 6-7% минимальные годовые ставки 8-9%. По валютным ставкам картина совсем необычная.
С 2007 ставки на мировых банковских рынках упали драматически. В крупнейших странах вкладчики готовы приплачивать банкам, чтобы они просто сохранили их деньги. Например, годовые ставки межбанковского рынка LIBOR упали с 6% до 1% в долларах. При этом ставки по валютным депозитам в наиболее надежных российских банках снизились лишь с 6,5% до 4%
Где же невидимая «рука рынка»? Почему российские банки продолжают тратить значительные средства на рекламу, чтобы привлечь дорогие депозиты у населения, вместо того чтобы взять дешевые деньги на мировых рынках, которые задыхаются от избытка средств? Ответ прост. Пресловутая глобализация не работает в текущих условиях кризиса доверия и постоянного ожидания новых мировых потрясений. Внешние рынки остаются закрытыми для большинства российских банков, и они вынуждены «пылесосить» сравнительно небольшой внутренний рынок вкладов.
Более того, фокусируясь на борьбе исключительно за высокие ставки, банки начали классическую ценовую войну, которая, как известно из учебников, подрывает положение всех ее участников. Как же банкам удается вести эту войну без больших потерь? Ответ во взрывном росте потребительского кредитования, которое исторически является самым прибыльным бизнесом для банков. Рост кредитов населению ускорился с 36% в 2011 году до 60% (!) в первой половине 2012 году.
Нет ничего страшного в том, что растет бизнес, который является основным для банков во всем мире. Опасен значительный разрыв между реальностью и ожиданиями, который рано или поздно приводит к кризису. С одной стороны, высокие ставки по депозитам формируют завышенные ожидания о доходности и заниженные оценки рисков у той части населения, которая располагает свободными деньгами. С другой стороны, мягкие стандарты выдачи кредитов, агрессивная реклама и низкий уровень финансовой грамотности формирует будущую армию заемщиков, которые не смогут обслуживать долг. Простая арифметика показывает, что для сохранения рентабельности при росте депозитных ставок банки должны в разы увеличивать портфели потребительских кредитов, а это уже признаки пирамиды. Теперь становится понятно, почему ЦБ бьет тревогу и заставляет банки умерить аппетит.
Стоимость денег и доходность должны соответствовать реальным рискам. Это произойдет, когда откроются внешние долговые рынки и российские компании и банки наконец получат доступ к «дешевым деньгам». Думаю, этот процесс может начаться уже в начале следующего года. К этому времени должна появиться определенность по нескольким ключевым проблемам: «жесткая посадка» Китая, продление налоговых льгот в США, риск развала еврозоны. В России это приведет к снижению процентных ставок по депозитам и будет сигналом к началу роста российских рынков акций и облигаций, которые находятся в депрессии уже два года.