На вес токена: как идея Трампа о резервах в криптовалюте может изменить этот рынок

Криптоплатформа World Liberty Financial (WLF) на этой неделе объявила о создании стратегического резерва токенов для поддержки криптовалют «на переднем крае перестройки мировых финансов». Прежде всего речь идет о Bitcoin и Ethereum. Платформа WLF интересна изначально тем, что ее доля принадлежит Дональду Трампу, который активно использовал тему криптовалют в своей предвыборной кампании. И уже неоднократно возникала тема создания стратегического резерва криптовалюты.
Например, сенатор от Вайоминга Синтия Ламмис, возглавляющая подкомитет по цифровым активам, заявляла, что растущие котировки криптовалют помогут уменьшить размер госдолга США: занимать, возможно, придется меньше. У идеи создания стратегических резервов из биткоинов и других монет много критиков. Насколько реально ее воплотить и как это изменит рынок криптовалют?
Хайповая идея
С одной стороны, использование криптовалют в стратегических резервах выглядит логично: они могут защищать от инфляции, обеспечивая дополнительную диверсификацию. А также обладают высокой ликвидностью, их легко переводить между странами и использовать в качестве платежей, говорит основатель инвестиционной компании SharesPro Денис Астафьев.
В то же время идея формирования стратегических резервов центробанков из криптовалюты, несмотря на то что техническая возможность создания таких резервов сегодня имеется, выглядит переоцененной, считает аналитик рынка криптовалют Виктор Першиков. Он указывает на то, что сама сущность криптовалют противоречит этой задумке. «Несмотря на преимущества BTC как ограниченного по эмиссии ценного актива, он очень сильно зависит не только от стабильности мировой экономики, но и от технических аспектов: стабильности добычи, работы сетей, в том числе интернета. И в этом смысле он куда сильнее подвержен рискам, чем золото», — убежден он.
Инвесторы в криптовалюты давно знают, что котировки могут очень резко меняться. Например, после победы Трампа биткоин, который уже очень дорогой, подорожал еще на треть всего за неделю, до $90 000, а затем впервые достиг $100 000. Такие особенности криптовалют могут стать источником риска для формирования резервов, говорит партнер Digital & Analogue Partners Юрий Брисов. «Представьте себе картину: инвесторы радостно включают криптовалюты в резервы, а затем следует внезапный скачок курсов и кибератака, способная обрушить весь аккуратно выстроенный баланс. Такая волатильность, как непредсказуемое капризное настроение погоды, может превратить даже самый продуманный план в настоящий кошмар для финансовых аналитиков и государственных чиновников», — убежден Брисов.
Усиление контроля
В то же время наличие криптовалют в стратегических резервах может, напротив, снизить волатильность крипторынка и подтолкнуть котировки вверх, привлечь новых инвесторов в цифровые активы, говорит ведущий юрист практики «Международное структурирование и санкционный комплаенс» компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Андрей Симонов. Он отмечает, что, если идея станет реальностью, это также подстегнет развитие нормативной базы для криптовалют.
При этом создание стратегического крипторезерва несет риски как для традиционной банковской системы, так и для криптосообщества, убеждена глава экспертного центра по цифровым финансовым активам и цифровым валютам Ассоциации банков России Ольга Гончарова. «Первоначальная идея биткоина заключалась в создании децентрализованной параллельной финансовой системы, независимой от правительств. Но, если биткоин будет включен в госрезерв и станет слишком значимым для мировой экономики, это может привести к усилению государственного контроля, что противоречит его изначальной философии», — говорит она.
Гончарова добавляет, что если биткоин войдет в госрезерв США, то Америка может начать контролировать майнинговые мощности и создавать дополнительные ограничения для майнеров. «США не заинтересованы в свободном росте биткоина — они либо интегрируют его в свою систему, либо примут меры для его подавления», — считает она.
В целом, тема регулирования в сфере криптовалют — это бесконечный простор для дебатов, говорит Юрий Брисов. Он отмечает, что подход США, Европы и Китая в этом вопросе существенно отличается. Если США пытаются вписать цифровые активы в существующее законодательство, то ЕС и Китай пытаются разработать более строгие механизмы. При этом международные организации, в том числе МВФ, говорят о том, что без глобального правового консенсуса любые попытки интеграции криптоактивов в резервы будут походить на шаткий мост через бурную реку, подчеркивает Брисов. «Идея включения криптовалют в стратегические резервы открывает новые горизонты, но требует осторожного и сбалансированного подхода. Важно, чтобы это не привело к новому глобальному экономическому кризису. Возможно, на данной стадии мудрее было бы оставить децентрализованные валюты децентрализованному рынку», — резюмирует он.