«Верить в Деда Мороза»: на что надеются российские инвесторы после победы Трампа
Предвыборные заявления Трампа, в том числе насчет возможности за 24 часа остановить конфликт на Украине, многих инвесторов заставили лелеять мечты на скорую разблокировку своих активов, заблокированных в США и Европе. Результаты выборов в США заставили инвесторов активно обсуждать вероятность смягчения санкций и возможность для российского фондового рынка выйти из изоляции, в которую он попал из-за начала «спецоперации»*.
Надежд добавили публикации в деловых медиа. Трейдеры западных банков активно обсуждают возможность снятия санкций против России и то, можно ли проводить операции с российским рублем, написала Financial Times в своей статье Make IMOEX Great Again, использовав фразу из заголовка поста «Т-Инвестиций» (бывшие «Тинькофф Инвестиции»).
«Все разговоры идут о том, как торговать с Россией и будут ли сняты санкции», — сказал FT один из управляющих портфелем.
Агентство Bloomberg обратило внимание на рост акций связанных с Россией компаний — в первую очередь тех, которые продолжают вести бизнес в России после начала «спецоперации» и чьи акции в последние годы подешевели. После победы Трампа на 10% подскочили котировки австрийского Raiffeisenbank, который так и не ушел из России. Выросли в цене акции турецкого девелопера Enka Insaat и турецкого пивоваренного концерна Anadolu Efes.
С мемами и шутками
Российских инвесторов, которые почти три года назад лишились доступа к своим иностранным активам, больше заботит не вопрос санкций, а то, повлияет ли как-то приход Трампа на их ситуацию. Один из чатов, где общаются клиенты брокера ВТБ и те, кто потерял доступ к активам после санкций на СПБ Биржу, в середине недели заполнился новостями и мемами. Пользователи постили картинки с Путиным и Трампом, пьющими шампанское, и делились все той же статьей из FT. Еще в одном сообществе участник предложил другим представить снятие ограничений с Национального расчетного депозитария (НРД) и СПБ Биржи и обсудить, что будет дальше. Впрочем, товарищи по несчастью идею не оценили. «Хватит уже сказки рассказывать... если бы все так просто было. Никто еще не знает, что Трамп захочет за это. Может, еще хуже будет», — писали в ответ пессимисты.
Один из участников обсуждения предложил написать письмо Трампу по поводу замороженных акций. «И зеленый коридор через мексиканскую границу для бывших клиентов ВТБ», — предлагал другой. «Конечно, в преддверии нового года хочется верить в волшебного Деда Мороза, но Трамп им не является», — говорит одна из пострадавших инвесторов ВТБ Наталия Шпурик.
Предприниматель и частный инвестор Юлия Зыкова считает, что избрание Трампа на самом деле никак не повлияет на разблокировку активов. Она убеждена, что большая часть проблем, связанных с заморозкой ценных бумаг, находится на стороне России.
«Пора бы уже разобраться с учетом активов и сделать надлежащую сверку, а то брокеры и СПб Биржа не могут разобраться до сих пор, где и в каком количестве учитывались бумаги клиентов», — говорит Зыкова. О том, почему так произошло, Forbes писал ранее. «Брокеры переводят бумаги из одного депозитария в другой без согласия и вообще какого-либо уведомления клиентов. Нарушение права собственности на ценные бумаги — это национальный позор, не иначе. Трампу бы не понравилось», — резюмирует Зыкова.
А что в реальности
Теоретически смягчение санкций в отношении России возможно, для этого нужна политическая воля, говорит юрист фирмы NSP Глеб Бойко. Однако не факт, что это поможет каким-то образом с блокировкой иностранных ценных бумаг, принадлежащих российским инвесторам. Это связано с тем, что санкции вводились не только США, но и, например, Европейским союзом. В отношении того же НРД ЕС ввел санкции на два года раньше США, напоминает Бойко. «Поэтому даже если новая администрация [США] захочет все вернуть как было, то не сможет сделать это в одиночку», — говорит он.
То, что смягчение санкций в отношении России возможно, допускает также юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян. Он отмечает, что подавляющее большинство ограничений вводилось одним президентским указом и новый президент может его отменить. При этом важно помнить, что Трамп сам ввел немало санкций против России во время своего первого президентского срока. В то же время может поменяться правоприменительная практика — стать более дружелюбной, в том числе к российским инвесторам, надеется Касумян. В частности, он допускает более благожелательный подход OFAC к заявителям из России.
Не все ограничения накладывались президентом, часть проводил конгресс, говорит руководитель санкционной практики юрфирмы Verba Legal Марат Самарский. И, соответственно, чтобы смягчить или снять их, нужно решение конгрессменов. В новом конгрессе большую часть мест получат республиканцы. В реалистичных сценариях при достижении соглашения по Украине один санкционный режим может быть заменен другим, более мягким, считает Самарский. Он сомневается, что полная отмена санкций в принципе возможна.
Первые месяцы после инаугурации Трамп, скорее всего, будет занят своими предвыборными обещаниями, которые были достаточно популистскими, говорит президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов. Это для нового президента более приоритетная задача, чем дискуссия о российских частных инвесторах. «Она повлекла бы за собой и дискуссии о защите активов российских компаний, а также — возвращении заблокированных государственных резервов», — убежден Фофанов. «Судьбе частных инвесторов, чьи активы в США заблокированы, пока можно только посочувствовать», — резюмирует он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.