На пороге рецессии: к чему готовиться инвесторам при ставке 21%
Что происходит
Ключевая ставка в России с 25 октября составляет 21% годовых — это абсолютный рекорд. Предыдущий был установлен в 2022 году, сразу после начала «спецоперации»* на Украине, когда ЦБ поднял ставку до 20%. Но в то время на рынке царила паника, инвесторы закрывали позиции, индекс Мосбиржи упал в два раза, и в итоге сама биржа почти месяц не проводила торги акциями и облигациями.
Сейчас ЦБ пытается обуздать инфляцию высокими ставками, однако пока это не удается сделать: по итогам сентября инфляционное давление было максимальным с начала года. Прогноз по инфляции тоже ухудшился. Достичь целевого уровня в 4% в 2025 году не удастся, темп роста цен ожидается на уровне 4,5-5%. Прогноз инфляции по этому году тоже ухудшился с 6,5-7% до 8-8,5%.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции назвала несколько причин, по которым рост цен не замедляется, в частности сохраняющийся высокий уровень корпоративного кредитования.
Опасные кредиты
Кредитный бум в России стал опасным, говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. Он отмечает, что домохозяйства и компании очень агрессивно занимают, игнорируя обстоятельства. В случае с корпоративными кредитами эти заимствования не идут в развитие, а могут идти на обслуживание внешнего долга или на замещение средств акционера, считает экономист. Последнее связано с участившейся практикой оспаривания прав собственности по ряду оснований, в том числе в рамках пересмотра итогов приватизации, говорит Надоршин. По его мнению, в такой ситуации, когда владелец актива не уверен, отберут его у него или нет, он предпочитает вывести собственные средства и заместить их заемными.
При этом тот рост инвестиций, который отображается в официальной статистике, связан, как правило, с оборонными расходами, а в основных гражданских секторах роста капвложений и развития не наблюдается, говорит Евгений Надоршин.
Бурный рост кредитования становится опасным для экономической стабильности, считает он. По его мнению, регулятор высокими ставками пытается решить именно эту проблему, но объясняет свои действия борьбой с инфляцией. Надоршин, оценивая заявления ЦБ, считает, что регулятор будет бороться с кредитным пузырем до победного и готов принести в жертву экономический рост, который остановят высокие ставки.
«К такому сценарию регулятор, судя по его собственным прогнозам, готов и может пойти на этот шаг. Вопрос в том, когда и насколько сильным будет спад. Для начала рецессии оптимальными кандидатами выглядят I и II кварталы следующего года. И спад может быть затяжным, не таким, к каким мы привыкли в прошлые годы. Я допускаю, что он может продлиться после окончания 2025 года», — говорит Евгений Надоршин.
Высокая ключевая ставка уже привела к рецессии в ряде отраслей, например в строительстве и металлургии, говорит глава аналитики PFL Advisors Федор Наумов.
Предпосылки кризиса видит также независимый экономист Андрей Бархота. К нему ведут рост издержек производителей и импортеров, снижение покупательной способности рубля в условиях высоких ставок. Гонка ставок по вкладам будет все больше напоминать увеличение доходности ГКО в 1998-м или некой пирамиды, считает Бархота: «Значительный ущерб будет нанесен корпоративному сектору. Новые заимствования будут только оттягивать наступление финала. Уже сейчас мы видим резкое снижение склонности эмитентов привлекать как долговое, так и долевое финансирование».
Что это для рынка акций
Наступление рецессии означает падение продаж, выручки, прибыли и дивидендной базы, что означает падение котировок, говорит Федор Наумов. Новость о повышении ключевой ставки рынок акций уже встретил снижением. На двух торговых сессиях индекс Мосбиржи уже потерял около 5,5% и к концу дня 28 октября снизился до отметки 2575 пунктов.
Надоршин из «ПФ Капитал» считает, что единственный сценарий для российских акций на горизонте ближайшего года — это снижение. «Инвестор, которому хватит смелости купить акции сейчас, будет в убытках и разочаровании. Прибыль будет падать, дивидендная доходность будет неинтересной, апсайд неочевиден. В конце следующего года акции будут стоить столько же, сколько при не самом плохом развитии событий, или ниже», — считает экономист.
Сильнее всего в таких условиях страдают компании с высокой долговой нагрузкой, говорит инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин. «Если розничный инвестор приобретает акции таких компаний в расчете на возможный отскок цены, то он обречен на потери на рынке», — говорит он.
Также рискуют те инвесторы, которые приобретают акции компаний с нулевым или низким ростом операционной деятельности, добавляет руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам» Наталья Малых.
Высокая ключевая ставка в итоге приводит к тому, что инвесторы из акций уходят в более консервативные инструменты, говорит управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. «Тем не менее мы отмечаем, что в условиях дефицита агрессивных инструментов, доступных российским инвесторам, и в целом довольно изолированного отечественного рынка российские акции могут все же достойно выдержать этот удар», — убежден он.
Риски дефолта
Один из вариантов замещения вложений в акции — облигации, доходности по которым растут по мере роста ставки. Однако и тут есть подвох. Руководитель направления анализа облигаций инвестиционного банка «Синара» Александр Афонин говорит, что рост доходов инвесторов в облигации вызван тем, что компании вынуждены подстраиваться под рыночные условия и занимать дорого, чтобы продолжать развиваться. «Основной риск заключается в том, как долго ставки будут находиться на повышенных уровнях и хватит ли компаниям запаса прочности пройти этот период», — говорит Афонин.
Для эмитентов ставки заимствования становятся по сути заградительными, говорит аналитик «Альфа-Инвестиций» Игорь Галактионов. Также ужесточаются правила кредитования по плавающим ставкам. Все это бьет в первую очередь по заемщикам с низким рейтингом, поскольку им становится сложнее рефинансировать кредиты, говорит Галактионов.
Риски дефолта в период высокой ключевой ставки растут, обращает внимание аналитик «Цифра брокера» Владимир Корнев. «Многим эмитентам затруднено рефинансирование долга, а высокие процентные расходы вполне могут сделать бизнес убыточным», — говорит он. По его словам, это уже нашло отражение в доходностях — в сегменте небольших компаний ставки растут быстрее.
Уже есть случай дефолта, который невозможно было предугадать исходя только из кредитного рейтинга эмитента, обращает внимание Евгений Надоршин из «ПФ Капитала». В конце сентября дефолт по облигациям допустила «Росгеология», которая на 100% принадлежит государству. Компания не смогла выплатить тело облигаций на 6 млрд рублей, ограничившись только выплатой купонного дохода.
В итоге держатели облигаций подали коллективный иск в суд, а замминистра финансов Алексей Моисеев обещал инвесторам проработать решение этой проблемы. «Высокий рейтинг, участие государства в капитале в нынешних условиях, к сожалению, далеко не гарантия, что все пройдет гладко и эмитент исполнит обязательства», — говорит Евгений Надоршин. Он отмечает, что в ближайшие месяцы рынок может увидеть еще дефолты по облигациям.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.