Верховный суд ограничил депозитариям возможности отказывать в конвертации расписок
Верховный суд облегчил российским инвесторам конвертацию депозитарных расписок в локальные акции. Он указал, что достаточно подтвердить «высокую вероятность» наличия прав на расписки, а при наличии сомнений депозитарий должен сам провести проверку. До этого депозитарии часто отказывали в конвертации, считая предоставляемые инвесторами доказательства владения недостаточными. Теперь подобных отказов станет меньше, ожидают юристы
Верховный суд России облегчил конвертацию депозитарных расписок, учитываемых в иностранной инфраструктуре, в локальные акции для российских держателей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на определение суда.
Определение было вынесено по спору индивидуальной предпринимательницы Александры Денишенко с Газпромбанком по поводу конвертации принадлежащих ей депозитарных расписок «Газпрома». Заявление о принудительной конвертации Денишенко направила в Газпромбанк в октябре 2022 года, приложив к нему документы, которые подтверждают ее право на ценные бумаги, выписки по состоянию портфеля и электронную переписку со швейцарским банком CA Indosuez, где учитывались расписки.
Газпромбанк отказал Денишенко в конвертации, усомнившись в достоверности информации из-за отсутствия апостиля. Предпринимательница оспорила отказ, но арбитражные суды отклоняли ее требования, поддерживая доводы банка, что она должна была найти возможность апостилировать выписки из швейцарского банка. Тогда Денишенко обратилась в Верховный суд, отметив, что российские суды не учли «противодействие и нежелание идти на сотрудничество» со стороны иностранных финансовых организаций. Экономколлегия Верховного суда отменила решения судов и дала разъяснения.
Вопрос о перечне документов для расконвертации расписок «должен решаться российским депозитарием с учетом конкретной ситуации», указал Верховный суд в определении. Он подчеркнул, что закон не требует от инвестора бесспорных доказательств его владения ценными бумагами, поэтому держателю достаточно произвести «разумные действия» и «представить доступные в сложившихся обстоятельствах доказательства». Пакет документов, которые подала Денишенко, «с высокой степенью вероятности» подтверждал права на расписки, решила коллегия ВС. Бремя опровержения этого «возлагается на российского депозитария», который «не вправе ограничиться только выявлением недостатков в документах, а должен принять меры по проверке их достоверности, используя ресурсы и инструменты», доступные ему как профессиональному участнику рынка ценных бумаг, подчеркнул Верховный суд.
Депозитарий не может «по своему усмотрению ограничивать права лиц, обратившихся за принудительной конвертацией ценных бумаг», в противном случае это лишало бы инвесторов гарантий защиты прав, предоставленных «с целью минимизации негативных последствий действий со стороны недружественных государств», говорится в определении. Газпромбанк вместо того, чтобы представить доказательства сомнений в правах на расписки, ссылался на им же принятый порядок проверки документов, который для суда не имеет обязательного характера, считает Верховный суд. Суды, в свою очередь, тоже ограничились «формальной констатацией» несоответствия сведений требованиям банка. Дело было направлено на новое рассмотрение.
Верховный суд признал, что, если инвестор по объективным причинам не может представить необходимые доказательства своего владения бумагами, его «нельзя лишить защиты» от зарубежных санкций, а «сомнения должны толковаться в пользу российского инвестора», отметила специальный советник по корпоративным вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Наталья Бунина. С точки зрения инвесторов, которые в этом процессе полностью зависят от действий иностранных банков, это большой шаг вперед, считает советник FTL Advisers Екатерина Дроздова. По ее словам, «дружелюбный подход российских банков и судов помог бы улучшить статистику переводов активов в Россию».
В апреле 2022 года был принят закон, который предусматривает порядок автоматической и принудительной конвертации депозитарных расписок в акции. Однако процедуру осложнил жесткий подход российских депозитариев в оценке доказательств владения бумагами, и многие инвесторы получили отказ в их конвертации, потому что «просто не могли собрать те документы, которые от них хотели видеть депозитарии», пояснил старший юрист Delcredere Евгений Коновалов. Теперь позиция экономколлегии Верховного суда повлияет на дела, в которых депозитарии отказываются конвертировать расписки, и следует ожидать сокращения количества необоснованных отказов, считает партнер адвокатского бюро NSP Арам Григорян.