Мосбиржа против OFAC: каковы шансы площадки добиться отмены санкций
Мосбиржа планирует опротестовать блокирующие американские санкции. Ограничения были введены 12 июня, под них попала сама торговая площадка и ее структуры — Национальный расчетный депозитарий (НРД) и Национальный клиринговый центр (НКЦ). В результате на бирже остановились торги долларом США, евро и гонконгским долларом.
О планах оспорить санкции сообщается в Telegram-канале Клуба защиты прав инвесторов, при этом детали не приводятся. Говорится лишь, что представитель юридического консультанта группы Мосбиржи, компании «Степ форвард», рассказала о «разрабатываемых линиях защиты для оспаривания введенных санкций». Генеральный директор «Степ форвард» Ольга Худокормова и Московская биржа на запрос не ответили.
Каковы перспективы у этого начинания?
Можно ли снять санкции
В пресс-релизе Минфина США говорилось, что Мосбиржа оперирует крупнейшими рынками торговли акциями, инструментами с фиксированным доходом, деривативами, валютой и инструментами денежного рынка. И отмечалось, что Путин одобрил ряд мер по привлечению капитала через Мосбиржу, что в конечном итоге позволяло «получать прибыль от военной машины Кремля путем инвестирования в суверенный долг России, российские корпорации и ведущие российские оборонные предприятия».
То есть включение Мосбиржи в SDN-лист укладывается в логику санкционного давления на финансовый сектор России и его крупнейших игроков из-за начала «спецоперации»* на Украине.
По законам США лица, которые хотят оспорить введение санкций, могут представить аргументы и доказательства, подтверждающие, что для ограничений нет достаточных оснований, или что обстоятельства, которые привели к введению санкций, утратили актуальность, говорит старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Также подсанкционное лицо может предложить меры, которые, по его мнению, могут устранить необходимость ограничений — например, корпоративную реорганизацию, добавляет он.
Юрист фирмы NSP Глеб Бойко предполагает, что биржа может сослаться на то, что введение санкций не имеет под собой правовых оснований и включение биржи в SDN-лист не соответствует целям санкционного режима США.
Процедура
Процедура снятия санкций в США включает два этапа — административный и судебный. При этом снятие ограничений может произойти на первом этапе, в результате административного рассмотрения.
Обычно подсанкционная компания знакомится с мотивами включения в SDN-лист по запросу в OFAC (Office of Foreign Assets Control, подразделение Минфина США, отвечающее за правоприменение в области санкций), после чего начинается подготовка заявления в санкционное ведомство, рассказывает старший партнер Verba Legal Татьяна Невеева. В запросе должна быть подробная информация о подсанкционном лице и причины, по которым оно может быть исключено из списка.
При этом законодательство США не регламентирует точные сроки административного оспаривания санкций, говорит Невеева, и зачастую заявители просто не получают ответа от OFAC в течение длительного времени. И тогда можно перейти на второй этап оспаривания санкций.
Если OFAC не отвечает, то заявитель может подождать, например, около девяти месяцев (срок должен быть достаточно длительным), а затем направить заявление о бездействии OFAC в федеральный суд, говорит партнер BGP Litigation Сергей Гландин. «К заявлению о бездействии присовокупляется требование OFAC снять санкции», — добавляет адвокат. Он отмечает, что таким путем пошел бывший первый вице-президент Газпромбанка Денис Камышев, попавший в SDN-лист в 2022 году. Впрочем, решения по его делу нет.
Также в суд можно идти, если OFAC отказал в снятии санкций в административном порядке, добавляет заместитель руководителя юридического департамента инвестиционного банка «Синара» Елена Рязанова.
«При этом суд может оценивать лишь достаточность информации из досье OFAС для применения санкций к истцу по релевантному критерию, но не имеет права оценивать фактические обстоятельства. Соответственно, в суде истец может заявлять о том, что он не отвечает критериям включения в санкционный список на момент подачи жалобы», — уточняет Татьяна Невеева.
Каковы шансы
Шансы на то, что группе Мосбиржи удастся снять санкции в OFAC, невелики, считает Глеб Бойко из NSP. Дело в том, что ведение деятельности в финансовом секторе России признается самостоятельным основанием для блокирующих санкций. «Таким образом, OFAC достаточно было установить факт того, что Мосбиржа (вместе с НКЦ и НРД) ведет деятельность в финансовом секторе. То есть OFAC действовал в пределах предоставленных законом полномочий, доказать незаконность действий будет сложно», — говорит юрист.
С этим мнением согласен Антон Именнов из Pen & Paper. Он оценивает вероятность снятия санкций как незначительную. «Возможно, Московская биржа может предложить меры, направленные на снижение необходимости применения санкций, например добровольно взять на себя обязательства о приостановлении публичных торгов акций подсанкционных лиц», — допускает адвокат.
Кроме того, процесс рассмотрения доводов Мосбиржи будет долгим, говорит Елена Рязанова. «Для примера, НРД уже два года пытается обжаловать санкции ЕС в суде. В случае с США этот процесс тоже будет длительным. За время рассмотрения еще много чего может случиться, что повлияет на конечный исход дела, поэтому оценить перспективы сложно, но пока они кажутся туманными», — резюмирует она.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.