К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Падение качества: почему эксперты считают сомнительными новые IPO

Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
У IPO последних лет небольшие объемы, а большинство эмитентов — небольшие развивающиеся компании. После изоляции российского рынка условия размещения на бирже стали мягче, однако эксперты говорят, что это привело к снижению качества IPO. С чем оно связано и какие размещения аналитики считают провальными?

Обновлено в 15:16. Добавлен комментарий пресс-службы ЮГК по поводу IPO «Южуралзолото», рисков в отчетности и претензий ФНС. 

В погоне за деньгами

В 20232024 годах интерес к российскому рынку IPO восстановился после года тишины из-за начала «спецоперации»* на Украине и вызванного ею обвала рынка. Но теперь публичным статусом интересуются преимущественно небольшие быстрорастущие компании, которые размещают малые объемы акций. А среди покупателей значительную долю составляют частные инвесторы.

Качество новых IPO при этом снизилось, отмечают эксперты агентства «Макушева и партнеры» в исследовании «Рынок IPO. Новые эмитенты», которое компания проводила по заказу Мосбиржи и Ассоциация независимых директоров. «Демократизация рынка» привела к тому, что небольшие компании смотрят на фондовый рынок как на источник денег для развития, подчеркивают авторы исследования. 

 

Финансирование за счет новых инвесторов особенно актуально в условиях высокой ключевой ставки, которая растет уже 12 месяцев. Также IPO — это способ повысить репутацию среди клиентов, партнеров и кредиторов. В исследовании аналитики отмечают, что публичный статус иногда становится самоцелью IPO, так как он вызывает доверие заказчиков. 

При подготовке к размещению такие компании стремятся уложиться в неадекватно короткие сроки, процесс занимает не годы, а месяцы, сказано в исследовании со ссылкой на директора департамента листинга Московской биржи Екатерину Нагаеву: «В погоне за рекордной скоростью выхода на IPO эмитенты рискуют потерять качество и скатиться в формальное соблюдение требований, что может негативно отразиться на их будущем». 

 

Из-за спешки некоторые эмитенты создают с нуля холдинговую структуру, но не отстраивают корпоративные процессы в ней до размещения. Более сложная корпоративная структура холдинговых компаний, которая включает в себя дочерние операционные бизнесы, затрудняет для инвесторов изучение отчетности и построение прогнозов. Нагаева на страницах исследования говорит о том, что выводить на IPO понятную и прозрачную операционную компанию значительно лучше, чем «впопыхах ради скорости делать холдинг». 

С прозрачностью у новых эмитентов и так бывают проблемы. Руководитель управления корпоративных финансов ФГ «Финам» Алексей Курасов рассказывает Forbes, что данные по основным финансовым показателям за прошлые периоды, которые опубликованы в эмиссионных документах ЦБ, могут отличаться на 20–30% от данных, которые указаны в рекламных материалах для инвесторов. 

Это связано в том числе с тем, что компании не всегда проводят качественный аудит. «Сейчас аудит бывает отвратительный. Мы видим, что у компании налоговые претензии — на миллиарды рублей, а в аудите этого нет», — цитирует Курасова исследование. 

 

В разговоре с Forbes он уточняет, что речь о компании «Южуралзолото», которая провела IPO на Мосбирже в ноябре 2023 года на сумму 7 млрд рублей. Деньги от размещения ЮГК потратила на уплату долгов, как и 8 млрд рублей от повторного размещения акций (SPO). Причем претензии к компании предъявляет Федеральная налоговая служба, а в отчетности по МСФО о них нет ни слова, подчеркивает Курасов. 

ФНС требует возмещения на сумму 1,7 млрд рублей, дело по-прежнему находится на рассмотрении суда. Международный аудитор, который несет ответственность за качество оценки, сообщил бы о рисках, считает он. 

Пресс-служба ЮГК заявила Forbes, что IPO компании осенью прошлого года стало одним из самых успешных на российском рынке — акции с тех пор выросли на 50%. Все риски были в отражены в отчетности в полном объеме, уверяет ЮГК: претензии налоговых органов по судебному делу А46-5893/2023, раскрывались в отчетности ЮГК по МСФО до IPO — за 2022 год. На данный момент обеспечительные меры по этому делу отменены. По данным компании, аудитором ЮГК является компания ДРТ, правопреемница Deloitte в России.

Некомпетентные инвесторы

Частные инвесторы не всегда способны самостоятельно заметить нарушения в аудите и достаточно глубоко проанализировать бизнес компании, хотя они активно участвуют в IPO. В 2023 году их доля составляла 73%, а к маю этого года снизилась до 55%, деньги физиков обеспечивают 30–60% инвестиций, говорится в майском обзоре рисков финансовых рынков Банка России. 

Аналитики агентства «Макушева и партнеры» утверждают, что это приводит к массовым реактивным действиям рынка и «самосбывающимся пророчествам», а значит, и к сильным колебаниям цен. Согласно исследованию, частные инвесторы склонны к спекуляциям и восприимчивы к рекламе размещений от блогеров и публичных экспертов. 

 

Курасов из «Финама» подчеркивает, что компания, банки, PR-консультанты, блогеры могут как угодно рекламировать размещение акций и не раскрывать, что публикация сделана в рекламных целях. «Доходит до абсурда: инвесторам в открытую обещают превратить их 1 млн рублей инвестиций в 3 млн и более», — рассказывает он.

На этапе сбора заявок на участие в IPO спрос инвесторов превышает объем предложения в разы, а то и в десятки раз. Например, книга заявок разработчика программного обеспечения «Группа Астра» в октябре 2023 года была переподписана почти в 24 раза. Курасов говорит, что частные инвесторы, чтобы получить свою долю, ставят заявку на больший объем. Ажиотаж или излишне полученные акции приводят к распродажам. По данным ЦБ, в среднем частные инвесторы распродают 50% своих вложений на IPO в течение 15 дней.

Ажиотаж во время размещений отчасти связан с самими эмитентами — они предпочитают выходить на рынок с маленьким объемом акций в свободном обращении (free-float). Как отмечают авторы исследования, максимальная сделка сейчас (13–15 млрд рублей) вдвое меньше, чем минимальная сделка до 2022 года (25–30 млрд рублей). Благоприятные условия для небольших размещений создала сама Мосбиржа, которая с 1 августа 2023 года смягчила требования к объему free-float для включения акций во второй уровень листинга с 10% до 1%. Послабления действуют до 30 июня 2025 года.

Курасов также рассказывает, что не всегда заявления о переподписке соответствуют действительности: «Механизм непрозрачен для инвестора, в СМИ часто всплывают данные о якобы переподписках, но если посмотреть на биржевую книгу, то там в лучшем случае набирался минимум. В этом процессе не хватает регулирования».

 

Провальные IPO

Маленькие объемы IPO негативно сказываются на их успехе. Наибольшие колебания цены после старта торгов показывали некрупные размещения, где доля инвесторов-юрлиц была менее 30% — Carmoney, Genetico, Калужский ликеро-водочный завод «Кристалл», «Евротранс», «Займер», Henderson, поясняет Курасов. За счет большой доли физлиц-спекулянтов стали нормой колебания цен на 30%.

С обвалом котировок на публичном рынке после IPO из-за маленького free-float столкнулись, например, инвесторы оператора сети АЗС «Трасса» «Евротранс». Через биржу и инфраструктуру НРД он привлек порядка 0,6 млрд рублей — это одно из самых маленьких биржевых размещений. А на внебиржевом рынке через финансовую платформу «ВТБ Регистратор» эмитент разместил акции на сумму более 12 млрд рублей, рассказывает Алексей Курасов из «Финама». «Появилось предложение на продажу, оно привело в итоге к обвалу с 485,25 рубля за акцию почти до 99,65 рубля», — рассказывает Курасов.

IPO оказываются провальными и по другим причинам. Например, «Мосгорломбард» перенес сроки первичного размещения акций в IV квартале 2023 года, но оставил за собой право пересмотреть объемы и цену размещения. Это вызвало у инвесторов ощущение несбыточности прогнозов компании по темпам роста нового бизнеса и прибыли, говорит независимый финансовый аналитик Андрей Бархота. «Кроме того, с учетом небольшого объема размещения у инвестиционного сообщества возникло ощущение, что возможности финансирования «Мосгорломбарда» невелики и экспресс-IPO для них — последний шанс», — говорит Бархота.

Второй пример неудачного IPO, с точки зрения Бархоты, — CarMoney. Компания предоставляет займы под залог автомобиля. Несмотря на последовательное прохождение всех стадий подготовки IPO, эмитенту не удалось аргументировать свою специфическую нишу и рыночное позиционирование, считает Бархота. Компания занимает промежуточное положение между ломбардом и МФО, не являясь при этом маркетмейкером.  

 

Третий пример сомнительных результатов IPO — компания «Все инструменты». Опасения у инвесторов вызвал планируемый выход основателей из капитала компании. Проблемой также стала непродуманная коммуникация, говорит Бархота: «Эмитент разместил рекламу на крупных конструкциях наружной рекламы, где Мосбиржа занимала едва ли не большую площадь поверхности сообщения, нежели сам эмитент».

Ошибки эмитентов, агрессивные маркетинговые кампании и поведение частных инвесторов привели к низкому качеству первичных публичных размещений, сходятся во мнении эксперты. Курасов считает, что первичные размещения должны соответствовать национальным приоритетам в экономике, необходимы единые правила доступа для инвесторов к первичным размещениям, а организатор размещения обязан привлекать инвесторов и активы. К тому же последние размещения показывают, что на рынок IPO возвращаются институциональные инвесторы, которые приносят длинные деньги и снижают спекулятивный настрой, говорит старший аналитик инвестиционного банка Aspring Capital Степан Горбунов. Это должно стабилизировать рынок первичных размещений.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+