Российские инвесторы начали продавать активы брокерам в Европе при разморозке активов
Российские инвесторы нашли новую схему разблокировки активов в Европе: они продают их брокерам без открытия счета, рассказали эксперты. Для этого не требуется паспорт или ВНЖ ЕС, но нужно, чтобы брокер имел статус контролируемой иностранной компании
Российские частные инвесторы, которые добились разблокировки активов в европейском депозитарии Euroclear, продают свои активы брокерам без открытия счета, пишут «РБК Инвестиции» со ссылкой на опрошенных санкционных юристов и представителя одного из европейских брокеров.
Новая схема работает с теми брокерами, которые имеют статус контролируемой иностранной компании (КИК), то есть являются юрлицом, которое частично принадлежит российскому налоговому резиденту, пишут «РБК Инвестиции». Такие брокеры выкупают у российских инвесторов заблокированные активы и даже денежные средства, заключая договор, рассказал партнер BGP Litigation Сергей Гландин. По его словам, этот договор вступает в силу в момент получения бельгийской лицензии.
В классической схеме разблокировки активов с получением индивидуальной лицензии инвестор должен иметь как минимум счет в европейском брокере, в идеале — паспорт или вид на жительство одной из стран ЕС. Новшество описанной схемы в том, что на разблокировку активов таким образом подаются инвесторы, совсем не связанные с Европой, отмечает Гландин. К тому же, по его словам, им не приходится обращаться за согласованием сделки в правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, достаточно обращения в Казначейство Бельгии с заключенным брокерским договором. Важно, чтобы инвестор подал заявку на лицензию в европейский регулятор не на перевод активов, а именно на продажу, подчеркивает замдиректора юридического департамента инвестиционного банка «Синара» Елена Рязанова.
Когда лицензия получена, брокер сам начинает процедуру по перестановке бумаг из Национального расчетного депозитария в Euroclear, объясняет Гландин. «Он направляет в Euroclear платежное поручение вместе с этой лицензией, и как только ему переставят заблокированные на субсчете в НРД деньги или бумаги, то у брокера возникает обязанность этому российскому частному инвестору выплатить цену», — рассказывает эксперт. В его практике есть один такой кейс, но исхода по нему пока нет, поскольку инвестор ожидает получения лицензии Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) США. После того, как группа Мосбиржи, в которую входит НРД, попала под санкции США, Euroclear кроме лицензии регулятора ЕС дополнительно требует американскую лицензию, отмечают «РБК Инвестиции».
Согласно российскому законодательству, если у брокера нет статуса КИК, то для заключения сделки с нерезидентом из «недружественных» стран необходимо получить разрешение правкомиссии, напоминает Елена Рязанова. При этом в Европе этот статус брокера не влияет напрямую на разблокировку активов: для Казначейства Бельгии важно только то, чтобы бумаги выкупил резидент ЕС, поэтому договор купли-продажи можно заключить как с брокером, так и с физлицом с европейским ВНЖ или паспортом, отмечает она. Рязанова знает об одном успешном случае, в котором россиянин без иностранного паспорта и ВНЖ подарил ценные бумаги сыну.