К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бесплатные деньги: зачем основатель OpenAI поддержал эксперимент с базовым доходом

Сэм Альтман (Фото Justin Sullivan / Getty Images)
Сэм Альтман (Фото Justin Sullivan / Getty Images)
В США завершился масштабный эксперимент компании OpenResearch по введению безусловно базового дохода. Его активно поддерживал основатель и руководитель OpenAI Сэм Альтман, который привлек в проект $60 млн, включая $14 млн собственных средств. По словам предпринимателя, его интересовало, как будет работать идея безусловного базового дохода в будущем, в котором искусственный интеллект оставит всех без работы

Последние восемь лет экспериментальный проект, получающий финансирование от соучредителя и гендиректора OpenAI Сэма Альтмана, без лишнего шума тестирует утопическую идею: а что, если бы все в мире получали деньги просто так на регулярной основе и без каких-либо обязательств?

Безусловный базовый доход был одной из первых концепций, которые стала изучать связанная с OpenAI лаборатория OpenResearch. Альтман лично выделил ей десятки миллионов долларов, чтобы сформировать будущее, в котором, по его мнению, мир неизбежно изменится из-за искусственного интеллекта. Теперь компания опубликовала результаты обширных испытаний, в ходе которых тысячам людей по всей Америке выплатили в общей сложности $45 млн, ― авторы называют инициативу «наиболее комплексным исследованием», когда-либо проведенным на эту тему.

Результаты содержатся в двух работах, которые опубликовало Национальное бюро экономических исследований (National Bureau of Economic Research). Это первые отчеты из нескольких запланированных в OpenResearch, и в них подробно описывается испытание длиной в три года, в рамках которого 3000 случайно отобранных участников в Техасе и Иллинойсе получали ежемесячное пособие в размере $1000 или $50. Суть исследования была в том, чтобы разобраться, как меняется жизнь, если получать небольшую безусловную выплату. Первые результаты показывают, что те, кто такие деньги получал, обычно тратили их на базовые потребности, медицинское обслуживание и помощь другим людям. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

На протяжении исследования ученые собирали данные через опросы по телефону и онлайн, личные интервью, записи дневников, а также сторонние источники типа учебных ведомостей и кредитных рейтингов. Кроме того, у согласившихся брали кровь для отслеживания изменений определенных биологических показателей. Как только будет проведен тщательный анализ, команда надеется обезличить и выложить собранные сведения в открытый доступ. «Наша цель ― просто обнародовать данные, сделать их как можно более доступными в самой удобной для этого форме», ― рассказывает Forbes директор OpenResearch Элизабет Роудс.

Инициатива OpenResearch ― далеко не первая попытка измерить выгоду от безусловного базового дохода, однако это исследование является одним из самых масштабных среди нескольких десятков пилотных программ по всему миру. Самая крупная из них реализуется в Кении и рассчитана на 12 лет. Проект начался в 2017 году и финансируется благотворительным фондом GiveDirectly. С концепцией экспериментируют также в Соединенных Штатах и Канаде. Так, с 1980-х жители Аляски получают ежегодные выплаты в виде отчислений с добычи нефти и газа, а Калифорния в прошлом году запустила первое испытание по выплате гарантированного дохода из бюджета штата (деньги будут получать те, кто вырос в приемных семьях).

 

Карл Уайдерквист, специализирующийся на базовом доходе преподаватель-историк Джорджтаунского университета в Катаре, говорит, что сейчас наблюдается «третья волна движения за базовый доход» и что популярность концепции то растет, то угасает уже долгие десятилетия. К нему специалисты OpenResearch обратились несколько лет назад и попросили дать инициативе собственную оценку (к тому моменту проект еще даже не начинался). 

Сам Альтман, еще занимая должность президента стартап-инкубатора Y Combinator, неоднократно говорил, что безусловный базовый доход ― это шаг к искоренению нищеты. В записи блога почти десятилетней давности он обратился к ученым с уникальным предложением. «Нам хотелось бы профинансировать исследование по базовому доходу, ― писал предприниматель. ― Я интересуюсь этой темой уже некоторое время, и хотя обсуждений очень много, данных о том, как это все будет работать, крайне мало». В последнее время идею активно продвигают специалисты из Кремниевой долины, которые считают ее спасением от спровоцированной автоматизацией безработицы людей. «Она точно понадобится», ― утверждал в 2017 году Илон Маск, ссылаясь на то, что «задач, с которыми не справится робот, будет все меньше и меньше». В текущему году он изменил свое мнение, заявив: «Никакого безусловного базового дохода не будет. У нас будет безусловный высокий доход». Альтман назвал концепцию «очевидным выводом» из его же прогноза о том, что «компьютеры возьмут на себя практически все производство».

Некоторые по-прежнему настроены скептически. Эксперт в области информатики и «крестный отец» виртуальной реальности Джарон Ланье поддерживает дружеские отношения с Альтманом, но согласиться с ним не может. Ланье подчеркивает, что концепция безусловного базового дохода сопряжена с риском централизации этого потока средств. А поскольку на горизонте уже вырисовывается суперинтеллект, ему бы «хотелось, чтобы в новой экономике люди взяли на себя важную роль провайдеров данных». По мнению специалиста, так из подобного плутократического сценария можно будет выбраться. Кроме того, он опасается кое-чего еще — IT-игроки подают сигнал о том, что люди как класс скоро устареют. «Люди не скажут: «Как вы добры!», они скажут: «Ненавижу тебя, ты говоришь мне, что я нужен, но это не так, и моя жизнь теперь зависит от твоей щедрости», ― сетует программист.

 

Роудс мировоззрение Альтмана и то, как оно могло повлиять на ход исследований, комментировать отказалась, отметив, что работа в предписывающем ключе не предусматривалась: «Единственно правильного решения любой важной проблемы не существует. Только одного решения быть не может».

Но Альтман известен тем, что претворяет свои теории в жизнь и не жалеет на это денег, ― это сделало его довольно противоречивой фигурой. В 2019 году миллиардер учредил криптокомпанию Worldcoin, занимающуюся сканированием сетчатки глаза и, по его словам, создающую «глобальную валюту в коллективном владении, которая будет распределяться между как можно большим числом людей». Своей цели — привлечь в систему к 2023 году 1 млрд пользователей — проект и близко не достиг и погряз в целой череде скандалов. Теперь же, когда Альтман руководит самой крупной ИИ-корпорацией в мире, представить, что исследовательский проект, пусть и с самыми благими намерениями, ускользает из его сферы влияния, довольно трудно.

У OpenResearch и OpenAI одна ДНК на двоих, так как последняя утверждает, что первая сделала ей пожертвование. В некоторых случаях у них были даже общие сотрудники — бывший начальник юридического отдела и один сотрудник, параллельно занимавший должности в обеих фирмах. В прошлом году исследователь, задействованный в работе как в OpenResearch, так и OpenAI выступил соавтором исследования о влиянии ИИ на рынок труда. В OpenResearch заявили, что, поскольку обе организации основаны в одно и то же время, это стало очевидной возможностью для сотрудничества. Наконец, совет директоров лаборатории состоит всего из двух человек: один из них Альтман, другой ― Крис Кларк, бывший руководитель OpenAI по некоммерческим и стратегическим инициативам. Как сообщает издание The Information, в мае Кларк ушел из ИИ-фирмы, заявив, что хочет «посвятить больше времени важным для меня людям и проектам за пределами OpenAI». Управленец остается операционным директором в OpenResearch, где он по-прежнему курирует организационные процессы высшей степени важности.

Ни пресс-служба OpenAI, ни Альтман на просьбы дать комментарий для материала не ответили.

Роудс откликнулась на вакансию Альтмана в 2016 году, когда отучилась на социального работника и политолога в Мичиганском университете, хотя тогда «еще не слышала ни о Сэме, ни о Y Combinator, ни о чем-либо еще». В том же году Альтман взял Роудс на работу и сделал ее одним из первых сотрудников организации YC Research, которую позднее переименовали в OpenResearch. Лабораторию учредили как инкубатор для долгосрочных проектов, в рамках которых респондентам задают вопросы открытого типа. Помимо всего прочего, здесь же создали центр гуманистических разработок под началом первопроходца компьютерных технологий Алана Кэя и запустили проект по «улучшению городов». Наиболее примечательным было то, что лаборатория поддерживала команду экспертов в области искусственного интеллекта, которые с самого начала строили OpenAI.

 

С момента своего запуска, в 2015 году, OpenResearch и ее подразделения привлекли финансирование примерно на $60 млн, из них $10 млн поступило из некоммерческого крыла OpenAI, а Альтман, судя по недавним налоговым декларациям, в рамках кредитной линии на $25 млн успел пожертвовать лаборатории $14 млн. Среди других покровителей значатся сооснователь Twitter и сторонник базового дохода Джек Дорси, выделивший через свой благотворительный фонд Start Small $15 млн, а также соучредитель GitLab Сид Сибренди, перечисливший $6,5 млн. Благодаря некоторым своим исследователям проект также получил гранты на сумму около $1,1 млн от Национальных институтов здравоохранения и Национального научного фонда США.

В лаборатории насчитывается шесть полноценных сотрудников, шесть партнеров-академиков на добровольных началах и 17 участников волонтерского консультативного совета. Организация намеренно старается не привлекать к себе внимания, чтобы не попасть в тень своих жертвователей. Тем не менее несколько лет назад лаборатория все-таки оказалась в центре всеобщего внимания, когда запустила две пилотные программы по выплате базового дохода в калифорнийском Окленде с целью выявить проблемы, которые могут возникнуть в ходе следующих, более крупных, исследований. Тогда чуть меньше 100 человек почти целый год получали до $1500 в месяц. В 2018 году издание WIRED сообщило, что инициатива продвигается очень медленно, и раздобыло электронное письмо Роудс в адрес тогдашнего мэра Окленда Либби Схааф, где говорилось: «Несмотря на то что это беспокоит доноров, проект полезен с исследовательской точки зрения». Уточнять, кто имелся в виду под обеспокоенными донорами, в OpenResearch отказались, но отметили, что пилотные программы проводились исключительно для более глубокого понимания таких аспектов, как трудоустройство и перечисление денег лицам, не имеющим доступа к банковским услугам.

Последнее испытание с 3000 участников шло с ноября 2020-го по октябрь прошлого года, и в рамках инициативы почти 40 000 человек ответили на 1,1 млн проморассылок, отправленных на адреса в Техасе и Иллинойсе. Для проекта отбирали жителей городов, пригородов и мелких поселений в возрасте от 21 до 40 лет с общим доходом на домохозяйство, не превышающим федеральный прожиточный минимум более чем на 300%. В своем изначальном обращении Альтман заявлял, что компания ищет тех, «кто движим идеей и талантлив, но живет в бедности». Среди участников случайным образом выбрали треть и стали выплачивать им по $1000 ― остальным же в контрольной группе ежемесячно доставалось по $50.

У одного участника программы по имени Кара диагностировали редкое нервное расстройство, не позволяющее работать. Сейчас Кара имеет краткосрочную инвалидность и, чтобы хоть как-то сводить концы с концами, живет на деньги, вырученные с продажи имущества и полученные через платформу GoFundMe. «У меня будто полностью исчезла способность заботиться о себе», ― вспоминает Кара в интервью, записанном и опубликованном в рамках исследования OpenResearch. Кару отнесли к группе с пособием в $1000, и участник говорит, что ежемесячные выплаты «приглушили панику».

 

Самым важным итогом исследования оказалось то, что деньги дают бóльшую гибкость, то есть позволяют избирательнее подходить к поиску работы, пользоваться услугами медицинских учреждений либо помогать родственникам за собственный счет. Согласно результатам инициативы, денежные переводы подтолкнули участников к тому, чтобы больше тратить на базовые нужды вроде питания, аренды и транспортных расходов.

«Меня больше всего удивило то, что, по сравнению с контрольной группой, получавшей $50, самый большой скачок расходов пришелся на финансовую помощь другим людям», ― признается Карина Дотсон, управляющая OpenResearch по исследовательской работе и аналитике. По ее словам, участники сообщают, что полученные средства тратят на подарки, пускают на погашение долгов, жертвуют в различные фонды и переводят заключенным родственникам. «И это было особенно актуально в случае с самыми низкооплачиваемыми получателями в нашей выборке, ведь у них, как всем известно, связи выстраиваются чаще всего с такими же знакомыми», ― добавляет сотрудница.

Кроме того, команда просила разрешения на взятие образцов крови ― на это в итоге согласились 1206 участников. Исследователи фиксировали биологические показатели типа уровня холестерина, наличие сахарного диабета и гипертонии, но существенных изменений не заметили. «Я не рассчитывала увидеть за такой короткий период явные изменения физического состояния, ― рассуждает Роудс. ― Особенно среди данной выборки, у которой доступ к медицине подолгу ограничен». Из того, что исследователи действительно заметили, можно назвать несколько повышенную вероятность визита в медицинские учреждения, например к стоматологу.

Раздачей бесплатных денег начинают заниматься и другие компании. Google, к примеру, финансирует исследование по базовому доходу и вопросам бездомных, которое скоро начнется в Сан-Франциско и его пригородах. Специалисты OpenResearch также предложили свою экспертизу властям Иллинойса, и в 2019 году представители штата приняли закон, по которому у участников экономических исследований, финансируемых за счет неправительственных инициатив, больше не отбирают уже имеющиеся льготы.

 

Намерен ли Альтман финансировать исследования по безусловному базовому доходу дальше, пока неясно. OpenResearch поддерживала ряд других проектов, которые со временем были свернуты, например платформу по продвижению клинических испытаний для лечения COVID-19. А еще в лаборатории заявляют, что собираются продолжать привлекать средства на дальнейшую работу с денежными пособиями и, возможно, начать изучать вопросы неравенства в сфере здравоохранения. В текущем месяце руководство OpenAI объявило о партнерской сделке с оздоровительным стартапом Thrive Global для создания персонализированного медицинского ассистента на базе ИИ.

Тем временем взгляды Альтмана на базовый доход, кажется, меняются. Несколько месяцев назад он выдвинул новую идею для человечества — финансовые дивиденды, которые от больших языковых моделей, вроде ChatGPT, будут получать «все». Он не стал вдаваться в подробности, как или почему это будет работать, но решил назвать новшество «безусловным базовым вычислением».

Перевод оригинального текста Forbes USA

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+