Спекулянты от тоски: почему начинающие инвесторы полюбили акции третьего эшелона
Частные инвесторы в 2023 году стали интересоваться акциями второго и третьего уровня листинга — их еще называют бумагами второго и третьего эшелона. Для них характерна невысокая ликвидность и зачастую высокая волатильность, а также повышенные риски. Банк России в недавнем обзоре финансовых инструментов за прошлый год отмечает, что количество и объем сделок с такими акциями значительно выросли в начале года и достигли пика в августе-сентябре.
Акции второго эшелона пользовались повышенным спросом с середины до конца III квартала. В отдельные месяцы доля второго и третьего эшелона в оборотах по рынку акций превышала 25–30%. Так, например, было в августе, сентябре и декабре.
Нетто-покупки акций второго и третьего эшелона в основном совершали инвесторы со стажем от одного до трех лет, говорится в обзоре. Объем таких покупок составил 13,5 млрд рублей за год. Более опытные инвесторы со стажем от трех лет также купили такие акции, но на меньшую сумму — 9,6 млрд рублей.
Повышению спроса на акции за пределами первого котировального списка или голубых фишек вроде Сбербанка, «Газпрома» или «Лукойла» могло способствовать отсутствие новых инвестиционных идей, ослабление рубля и рост инфляционных ожиданий, констатирует регулятор. То есть инвесторы искали большие доходности и выбирали более рисковые инструменты. «Требования к эмитенту, раскрытию информации, объему free-float (доли акций в свободном обращении. — Forbes), а также дневному объему торгов для второго уровня листинга являются менее строгими по сравнению с первым, а для третьего отсутствуют вовсе. Таким образом, эти бумаги могут рассматриваться в качестве объектов для спекулятивных сделок из‑за специфики их ценообразования, связанной с доступностью информации», — говорится в обзоре.
Отсутствие вариантов
Повышенный спрос на третий эшелон стал заметен осенью 2022 года, продолжался год и уперся в мощную коррекцию, сообщили Forbes аналитики Go Invest. Ярким примером этой коррекции стало ралли в бумагах электроэнергетиков. Тем не менее и эта коррекция в итоге не остановила акции. «Мы видим в этой ситуации аномалию, так как без важных фундаментальных драйверов акции не могут расти столь продолжительное время. При этом надо учитывать, что до 2022 года такое тоже было, но акции быстро возвращались на исходную», — рассказали в Go Invest.
Интерес к акциям второго и третьего эшелонов просыпается у инвесторов на «скучающем рынке», когда рынок не растет, например, достигнув определенного уровня, объясняет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская.
Спрос на агрессивные активы у розничных инвесторов вырос после того, как закрылся доступ на зарубежные рынки и появились ограничения на использования международной инфраструктуры, в том числе криптобирж, говорит управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. «Этот спрос перетек на российские акции второго и третьего эшелона, где зачастую происходят фундаментально не оправданные сильные движения тех или иных бумаг», — объясняет он.
Привлекательности акциям второго и третьего эшелона добавили также высокие санкционные риски, характерные для компаний из первого эшелона, говорит CEO европейского брокера Mind Money Юлия Хандошко. Она поясняет: сложно принимать инвестиционные решения по поводу, например, «Газпрома» в отрыве от политической ситуации и перспектив поставок газа. С другой стороны, за прошедшие два года с начала «спецоперации»* российский рынок стал достаточно автономным, что порождает инвестиционные идеи в низколиквидных бумагах.
«Ранее российская биржа очень зависела от доллара. И было бессмысленно придумывать новые инвестиционные идеи, так как рынок сильно коррелировал с ситуацией в США. Сейчас действительно очень много внутренних интересных компаний, котировки которых никак не зависят от внешнего давления», — говорит Хандошко.
Во втором и третьем котировальном списке много компаний роста, добавляет Людмила Рокотянская из «БКС». «Эти компании периодически выстреливают. Особенно те, что ориентированы на внутренний рынок. Многие западные игроки покинули российский рынок, что стало позитивом для отечественных компаний», — говорит она.
Новички на рынке
И все же в основном во второй и третий эшелон идут за спекулятивными идеями и быстрой прибылью от малознакомых эмитентов, отмечает Банк России. Спекулятивные идеи часто близки неопытным инвесторам. Они полагаются на технический анализ, и в графиках, где бумага «летает», они могут видеть возможность большого и быстрого заработка, говорит руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам» Наталья Малых.
«Уже потом, после ряда неудачных сделок приходит осознание важности фундаментального анализа, но для него нужна информация о компании. С точки зрения раскрытия информации эти бумаги часто уступают голубым фишкам — отчетность выходит реже и прочей необходимой информации может быть существенно меньше, поэтому эти кейсы более спекулятивны», — говорит она.
Также имеет значение то, что на рынок заходят начинающие инвесторы без большого капитала, но в поисках больших доходностей, говорит инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин. «С одной стороны небольшую сумму не так критично потерять, а значит, и риск допускается больше. С другой стороны, и годовой доход 20% при маленьком капитале не воспринимается серьезно. Инвестор разумно оценивает КПД решений и приходит к выводу, что лучше увеличивать риск, чем долго и муторно наращивать капитал», — поясняет он.
Акции второго и третьего эшелона обладают невысокой по сравнению с голубыми фишками ликвидностью, поэтому их легко можно разгонять, порой бывает достаточно поста в Telegram, чтобы началось ралли, добавляет Веревкин. В этом заинтересованы организаторы этих так называемых разгонов, и в них как раз зачастую участвовали неопытные инвесторы.
«Полагаю, мода на подобные вещи сошла на нет еще осенью прошлого года после стремительного обвала акций эшелонов. Без фундаментальных драйверов акции снова вернулись к своим справедливым оценкам», — добавляет Веревкин.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.