Акции Maersk упали на 17% после остановки выкупа акций на фоне сбоев в Красном море
Акции Maersk в Копенгагене упали на 17% после публикации прогнозов. Судоходная компания приостановила программу выкупа акций и заявила о высокой неопределенности на фоне перебоев с проходом судов в Красном море: с осени 2023 года на них нападают хуситы
Акции датской судоходной компании Maersk на торгах в Копенгагене 8 февраля упали на 17% после публикации отчетности и прогнозов, пишет CNBC. На 15:29 мск акции Maersk торговались по 10 765 датских крон ($1553,1; −16,32%).
Maersk в прогнозе прибыли на 2024 год заявила о высокой неопределенности на фоне перебоев с проходом судов в Красном море из-за атак хуситов и переизбытка морских судов, отмечает CNBC. Компания ожидает, что ее базовая EBITDA составит от $1 млрд до $6 млрд в нынешнем году: для сравнения, в 2023-м этот показатель составил $9,6 млрд. Также Maersk объявила, что приостанавливает программу обратного выкупа акций.
Суда Maersk стали целями атак хуситов, и датская компания, которая контролирует одну шестую часть мировых контейнерных перевозок, как и другие перевозчики, была вынуждена идти в обход длинным путем через юг Африки, отмечает Bloomberg. Нападения значительно замедлили перевозки по Красному морю, на которое обычно приходится около 12% морской торговли, и нарушили баланс между спросом и предложением, что привело к резкому росту фрахтовых ставок, пишет агентство. Пока мало понимания, разрешится ли ситуация в течение нескольких недель, месяцев или затянется на весь год, сказал гендиректор Maersk Винсент Клерк в эфире CNBC.
При этом Maersk прогнозирует, что мировой контейнерный флот вырастет на 12-13% в 2024 году за счет запуска новых судов. При этом по обходному пути через юг Африки идут 6% мировых мощностей, отметил Клерк на брифинге. По его словам, ситуация в Красном море на какое-то время прикроет проблему избыточных мощностей, но в итоге появятся суда с такой большой грузоподъемностью, что в итоге они превысят тоннаж, задействованный на более длинных маршрутах, даже если атаки продлятся год или два. В книгах заказов указано, что такой же объем новых судов выйдет на рынок в 2025 году, и отрасль может столкнуться с проблемами и в следующем году, и еще немного дольше, считает Клерк.
Йеменские хуситы начали атаковать суда в Красном море в ноябре 2023 года. Они заявили, что в ответ на войну Израиля и ХАМАС в секторе Газа они будут атаковать любое судно в Красном море, которое идет под флагом Израиля или принадлежит израильской компании: несмотря на это, они нападали и на суда, принадлежащие другим странам и идущие под флагами других государств.
В январе президент США Джо Байден заявил, что США и Великобритания при поддержке Бахрейна, Австралии, Нидерландов и Канады нанесли удары по объектам хуситов в Йемене, которые использовались для атак в Красном море. Тогда он сообщил о 27 атаках хуситов, которые затронули более 50 государств. Впоследствии коалиция западных стран еще неоднократно наносила удары по объектам хуситов.
На фоне напряженности в Красном море крупнейшие мировые судоходные компании в декабре прошлого года заявили о решении перенаправить суда в обход Красного моря — вокруг Африки. Среди них — швейцарская Mediterranean Shipping Company, датская Maersk, немецкая Hapag-Lloyd, французская CMA CGM и ряд других. От перевозок через Красное море также отказалась британская BP, затем к ней присоединилась норвежская Equinor, а в январе поставки через Красное море приостановила англо-голландская Shell. В январе также прекратил отправку танкеров с СПГ в Европу через Красное море один из крупнейших в мире экспортеров СПГ — QatarEnergy.