К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Страна чудес без тормозов: как стартап пытается привлечь $750 млн необычным способом

Соучредитель и генеральный директор Anthropic Дарио Амодеи (Фото Valerie Plesch / Bloomberg via Getty Images)
Соучредитель и генеральный директор Anthropic Дарио Амодеи (Фото Valerie Plesch / Bloomberg via Getty Images)
Новый инвестиционный раунд компании — разработчика искусственного интеллекта, возглавляемый Menlo Ventures, удивил некоторых инсайдеров отрасли своей формой проведения. Ведущий инвестор использовал все более популярную тактику, чтобы вырваться в лидеры, — создание компании специального назначения, или SPV

В то время как ИИ-стартап OpenAI, как сообщается, завершил год обсуждением вопроса о привлечении средств для оценки в $100 млрд и более, один из его ведущих конкурентов, Anthropic, проводил собственный инвестиционный раунд. Цель компании была куда скромнее: Anthropic хотела привлечь $750 млн нового финансирования, которое увеличило бы ее оценку почти в четыре раза, до $18,4 млрд.

Новые подробности необычного инвестиционного раунда, который еще продолжается, показывают, как ведущий инвестор Menlo Ventures использовал все более популярную тактику, чтобы вырваться в лидеры: создание компании специального назначения, или SPV (special purpose vehicle). По словам многочисленных источников, толчком к проведению инвестиционного раунда послужило желание оппортунистически настроенного Menlo Ventures удвоить свою позицию в одном из ведущих стартапов в области ИИ в преддверии потенциального более масштабного раунда, который пройдет позднее в 2024 году, когда доходы Anthropic вырастут. Со стороны Menlo Ventures, которая еще недавно была малым акционером, это было демонстрацией силы. Для Anthropic — простым способом пополнить резерв на черный день в условиях постоянной гонки продуктов и трудностей с наймом персонала.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Изначально Anthropic не планировала проводить инвестиционный раунд в конце 2023 года: по словам четырех человек, знакомых с процессом, стартап ранее сообщил заинтересованным инвесторам, что предпочитает подождать до второй половины 2024 года, чтобы провести официальное мероприятие по привлечению средств. Однако предложение Menlo Ventures имело смысл: компания получила денежные вливания в критический момент с минимальными усилиями, а также формализовала условия двух других сделок, обещанных ключевыми партнерами в области облачных вычислений, Amazon и Google.

 

Некоторые инвесторы были застигнуты врасплох агрессивным шагом Menlo Ventures. «Мы выразили наше недовольство компании, однако у нее очень большой спрос на продукт, — сказал один из инвесторов. — Они извинились, сказав, что у них нет времени».

Девятого января Menlo Ventures раскрыла информацию о SPV — Menlo Inflection AI Partners — сообщив, что компания планировала привлечь $500 млн для предстоящего инвестраунда. Согласно источнику, дополнительные $250 млн были получены из собственных средств Menlo Ventures и вкладов инсайдеров. Ожидается, что в инвестиционный раунд также войдут доли инвесторов, имеющих пропорциональные права, включая Spark Capital, венчурный фонд с единственным местом в совете директоров Anthropic. По словам двух источников, другие акции предназначены для сотрудников Anthropic.

 

Anthropic отказалась от подробных комментариев, касающихся проходящего инвестиционного раунда. Menlo Ventures и Spark Capital также отказались прокомментировать ситуацию. Ранее The Information первым сообщил о планирующемся инвестиционном раунде, а Semafor — об использовании SPV.

Истоки Anthropic, известной благодаря обширной языковой модели Claude 2 — главному сопернику ChatGPT, лежат в области исследований. Дарио Амодеи, соучредитель и гендиректор компании, согласно многочисленным источникам, не любит заниматься процессом привлечения средств. Один из технических руководителей Anthropic сказал инвесторам, что передача этих обязанностей Menlo Ventures позволила им больше времени уделять коду. «Речь идет об экономии времени, — добавил источник. — В этом подходе лежит заинтересованность, которая позволяет завершить инвестиционный раунд на желаемом пороге, а с остальным разобраться позже».

По мнению нескольких коллег, агрессивный шаг Menlo Ventures — это возможность более тесного сотрудничества с Anthropic на том этапе, на котором иначе компания не смогла бы выступать в роли влиятельного посредника. Хотя ИИ стал одним из основных направлений деятельности последних фондов компании, венчурные фирмы обычно не могут инвестировать в одну компанию более 10-15% средств фонда. Учитывая размеры последних фондов Menlo Ventures — в ноябре она объявила о фондах на общую сумму $1,35 млрд, — она не смогла бы самостоятельно инвестировать раунд в $750 млн. Однако с помощью SPV Menlo Ventures может инвестировать любое количество средств, а затем направить их своим партнерам с ограниченной ответственностью и другим союзникам.

 

Menlo Ventures также получает дополнительную финансовую выгоду от тех инвестиций, которые она обеспечила ранее, в виде комиссионных и фиксированной доли вознаграждения. SPV часто включают в себя льготные условия для собственных вкладчиков венчурного фонда. Согласно источнику, именно это ожидают от инвестиционного раунда Anthropic. С другой стороны, инвесторы, не имеющие пропорциональных прав, чтобы настаивать на включении в раунд, будут вынуждены пройти через Menlo Ventures, что может оказаться невозможным, поскольку некоторые фирмы не могут инвестировать в чужие SPV.

Menlo Ventures — далеко не первая компания, которая обращается к SPV на поздних этапах сделок: Thrive Capital, как сообщается, использовала подобные структуры для нескольких сделок, включая недавнее тендерное предложение OpenAI. Тем не менее, так как компания проводит новый инвестиционный раунд, а не вторичную продажу, у некоторых эта тактика вызывает недоумение. Один из инвесторов, имеющий сведения об инвестиционном раунде Anthropic, утверждает, что использование SPV становится все более необходимым, по мере того как стартапы проводят масштабные раунды финансирования. «Большинство компаний не могут выписать большой чек, — отметил источник. — Может, у вас раньше и был SoftBank, однако эту лавочку уже прикрыли».

Для Anthropic главным преимуществом является быстрое получение средств. По данным декабрьского отчета, в Anthropic работает около 300 сотрудников; в настоящее время компания стремится увеличить численность персонала примерно на 20%. На сайте компании доступно примерно 60 вакансий, в том числе девять вакансий в инженерной сфере и 10 — в исследовательской. По словам двух источников, хотя прогнозы продаж в последние месяцы быстро росли, большая часть этих доходов остается нереализованной. Основатель другого «единорога» в области ИИ, пожелавший сохранить анонимность, отметил, что ожидание привлечения дополнительного финансирования позже может привести к более выгодным для компании условиям.

Кроме того, остается открытым вопрос о соглашениях Anthropic с Amazon и Google, которые осенью обязались инвестировать в компанию миллиарды. В сентябре облачный гигант Amazon объявил о партнерстве с Anthropic, предусматривающем инвестиции в размере до $4 млрд; в следующем месяце компания Google, ранее вложившая в раунд финансирования Anthropic $450 млн в мае 2023 года, обязалась выделить еще $2 млрд.

Инвестиции Google просты и понятны: раскрытый первый транш в размере $500 млн уже принадлежит Anthropic и конвертируется в раунд под руководством Menlo Ventures. Согласно источнику, два дополнительных транша по $750 млн будут инвестированы через определенные промежутки времени, не зависящие от вех или цен на акции. Google не ответила на просьбы дать комментарий.

 

Инвестиции Amazon, раскрытые в ежеквартальном отчете, включают $1,25 млрд, размещенные в сентябре в форме конвертируемого векселя, который превратится в акции в проходящем инвестиционном раунде. По словам компании, Amazon также «заключила соглашение» инвестировать до $2,75 млрд во второй вексель, срок действия которого истекает в I квартале 2024 года. Источник также уточнил, что 29 марта — в последний рабочий день I квартала — Anthropic и Amazon должны принять решение о том, чтобы задействовать более крупный вексель, который затем будет конвертирован в будущем инвестиционном раунде.

Одновременно с этим Amazon Web Services заключила партнерское соглашение с Anthropic, в рамках которого ИИ-стартап пообещал сделать облачного лидера основным поставщиком для разработки будущих моделей, а также сделать их доступными для клиентов AWS.

Кроме того, по сообщениям источников, в рамках соглашения Anthropic обязуется выделять определенное количество средств на сотрудничество с AWS в течение пяти лет. Amazon отсылает журналистов к своему последнему ежеквартальному отчету (форма 10-Q), в котором отмечается: «У нас также есть коммерческое соглашение, в первую очередь на предоставление облачных услуг и чипов AWS». От дальнейших комментариев компания отказалась.

Перевод Ксении Лычагиной

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+