Очень странное дело: что не так с заявлением о банкротстве СПБ Биржи
Странная карточка
Заявление якобы о банкротстве СПБ Биржи, датированное 24 ноября, появилось в картотеке арбитражных дел в понедельник. На него сразу же обратили внимание Telegram-каналы и СМИ. В отличие от других карточек эта не содержала информации об истцах и кредиторах, единственное название, которое в ней фигурировало, — СПБ Биржа. Однако выглядела карточка так, будто площадка заявляет о собственном банкротстве.
Биржа, которая после попадания под санкции ограничивается редкими официальными комментариями, оперативно сообщила, что никаких документов в суд не подавала. «СПБ Биржа обладает устойчивым финансовым состоянием, признаков банкротства нет», — говорилось в сообщении.
Определение суда
Тем не менее заявление явно существовало и исчезать просто так не собиралось. В Арбитражном суде Москвы судья изучал заявление. И вечером суд вынес определение: заявление не соответствует досудебному порядку и поэтому возвращается заявителю — то есть СПБ Бирже, которая его не подавала. В чем именно заключается несоответствие, в суде не пояснили.
«Закон о банкротстве регламентирует, что перед подачей заявления о банкротстве и должник, и большинство категорий кредиторов обязаны предварительно разместить на каком-то федеральном ресурсе сообщение о намерении заявить о банкротстве для оповещения всех заинтересованных лиц. И, насколько я могу судить, это требование соблюдено не было, поскольку подобного сообщения в отношении ПАО «СПб Биржа» нет. В такой ситуации суд должен вернуть заявление о банкротстве без рассмотрения, то есть по данному иску биржа признана банкротом не будет», — поясняет адвокат Forward Legal Данил Бухарин.
Правило об информировании на федресурсе применяется для всех юридических лиц, и для публичных акционерных обществ исключения из этого правила нет, добавляет адвокат КА Pen & Paper Денис Драгунов.
В результате вечером 27 ноября СПБ Биржа еще раз заявила о том, что не подавала документов на банкротство. И сообщила, что обратится в правоохранительные органы и инициирует расследование по поводу подлога документов и неправомерной подачи заявления злоумышленниками.
Что это было
На стоимости акций биржи новость о ее якобы банкротстве сказалась молниеносно: за 20 минут они потеряли более 45% стоимости. Однако далее по ходу торговой сессии бумаги отыграли значительную часть потерь, но не смогли восстановиться до уровня закрытия предыдущего дня за основную сессию. Но на вечерней сессии котировки приблизились к значениям закрытия прошлого торгового дня.
Директор департамента управления активами УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Майоров рассказал Forbes, что новость о якобы банкротстве похожа на вброс для манипулирования рынком. Такого же мнения придерживается партнер BGP Litigation Сергей Гландин. «Это совершенно точно сделал кто-то, кто хотел заработать на падении акций, и ему это, судя по всему, удалось», — говорит он.
Банк России поспешил заявить, что планирует тщательно проанализировать произошедшее. «Банк России проанализирует произошедшее событие, включая действия участников рынка с ценными бумагами ПАО «СПБ Биржа», с точки зрения возможного нарушения требований законодательства о противодействии использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», — говорится в сообщении.
При этом вычислить, кто это был, будет проблематично: заявление подавалось в бумажном виде, через канцелярию. Не принять заявление канцелярия не могла. А тот факт, что оно было на бумаге, сильно затруднит поиск того, кто его подал, говорит Гландин.
Источник, осведомленный об этой ситуации на СПБ Бирже, сказал Forbes, что заявления о банкротстве на бирже не видели. Он исключил вероятность того, что в подаче заявления участвовали какие-либо сотрудники биржи. «Нет, это не изнутри. Это мошенничество или манипуляция рынком. Короче, дело компетентных органов», — заявил он.
А если бы банкротство?
Ответ на этот вопрос тоже дал Банк России в своем комментарии. Регулятор уточнил, что средства инвесторов не находятся в распоряжении биржи, но размещены на клиринговом счете центрального контрагента, а это другое юридическое лицо. Активы на клиринговом счете по закону не включаются в конкурсную массу.
«Таким образом, инвесторы не несут рисков обращения взыскания на их средства в случае банкротства биржевой площадки», — говорится в сообщении регулятора. При этом возможность самих инвесторов распоряжаться ценными бумагами при таком сценарии может быть на долгое время заморожена, добавляет Данил Бухарин из Forward Legal.
Если бы биржа пошла на банкротство, инициировать его могли бы всего две организации — сама биржа и ЦБ, добавляет Сергей Гландин из BGP Litigation. В этом случае на бирже бы было введено внешнее управление, сформирована конкурсная масса и составлен список кредиторов. Однако сейчас речи ни о каком банкротстве не идет.
Инвесторы массово пришли комментировать банкротные новости в аккаунт СПБ Биржи во «ВКонтакте». Часть комментаторов обвинила биржу в том, что своим затянувшимся молчанием по поводу основных вопросов, связанных с доступом к активам клиентов, она только усугубляет ситуацию. Часть инвесторов обратила внимание на то, что за обсуждением истории с банкротством все забыли о том, что биржа к 27 ноября обещала определить, какие активы не попали под ограничения после санкций, и вернуть их клиентам.
В целом пока ситуация с СПБ Биржей продолжает выглядеть крайне неопределенной, соглашается аналитик ИК «Велес Капитал» Елена Кожухова. Она поясняет, что и владение акциями самой СПБ Биржи сейчас выглядит рискованным, по крайней мере до прояснения перспектив бизнеса.