Больший риск за те же деньги: как высокий спрос обвалил доходности «мусорных» бондов
Премия за риск в сегменте высокодоходных, или, как их еще называют, «мусорных» облигаций, в этом году оказалась минимальной с 2019 года, отмечает Банк России в очередном обзоре рисков финансовых рынков. Обычно такие облигации выпускают небольшие эмитенты с низкими кредитными рейтингами или вовсе без них. А так как риск дефолта по обязательствам у них выше, они предлагают свои облигации с большой премией: рискнув, инвесторы могут заработать больше.
Но не в этом году. Доходность в этом сегменте оказалась даже ниже значений, которые были привычны для таких облигаций до февраля 2022 года, когда Россия начала «спецоперацию»* на Украине. Одновременно с этим «мусорные» облигации выровнялись по уровню доходности с облигациями более высокого кредитного качества. ЦБ отмечает, что в октябре среднее значение этой разницы, или спреда, составило 90 базисных пунктов, то есть всего 0,9 п.п., тогда как с 2019-го по 2021 год это значение было 408 пунктов, или 4,08 п.п.
Причина сокращения премий за риск в бумагах с низкими рейтингами, которые обычно имеют наиболее высокие купоны, связана с возросшим спросом на них со стороны физических лиц, говорится в обзоре ЦБ. Там же отмечено, что нетто-покупки высокодоходных облигаций частными инвесторами за девять месяцев этого года уже вдвое превысили показатель всего 2022 года и составили 43 млрд рублей.
Когда цены на облигации растут из-за спроса, их доходности падают. Высокий спрос ЦБ объясняет просто: люди стремятся получить повышенный доход, опасаясь роста инфляции. ЦБ говорит, что уменьшение разницы между доходностями «мусорных» облигаций и облигаций высокого качества может говорить о «накоплении риска в этом сегменте рынка».
Риски усиливаются
В отличие от других сегментов долгового рынка, где преобладают институциональные инвесторы, сегмент высокодоходных бондов всегда был местом, где правили бал частные инвесторы, говорит начальник аналитического отдела Россельхозбанка Александр Фетисов. Розничные инвесторы — это основной драйвер развития этого сегмента, куда институциональные инвесторы идут неохотно, добавляет руководитель направления долгового рынка департамента корпоративных финансов ИК «Цифра брокер» Максим Чернега.
Сегмент высокодоходных облигаций формируют долговые бумаги малого и среднего бизнеса, эмитенты с низким кредитным рейтингом или без рейтинга вовсе, напоминает аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Аутлев. Раньше такой риск компенсировался более высокой доходностью, чем по корпоративным бумагам высокого качества и гособлигациям. Сейчас доходности сопоставимы, причем до начала ноября доходности бумаг высококачественных эмитентов на фоне повышения ЦБ ключевой ставки до 15% росли быстрее, чем доходности «мусорных» облигаций, отмечает Аутлев.
В результате, судя по данным ЦБ, ставки доходности по облигациям всех групп надежности сильно сблизились. При этом риски по высокодоходным бондам по-прежнему остаются на гораздо более высоком уровне.
С начала бума высокодоходных облигаций в 2018 году количество дефолтов в этом сегменте было относительно низким: с января 2018-го по ноябрь 2023 года 11 эмитентов с 21 выпуском допустили дефолт по погашению, говорит Александр Фетисов. «Тем не менее полагаем, что количество дефолтов может существенно возрасти в течение 2024 года в условиях ужесточения кредитно-денежных условий на финансовом рынке», — говорит он. Такого же мнения, судя по всему, придерживается ЦБ, поскольку отмечает, что низкое число дефолтов в прошлом «не может являться достаточным свидетельством надежности текущих вложений в эти бумаги».
С учетом роста процентных ставок в экономике у эмитентов из сегмента «мусорных» бондов увеличиваются риски, связанные с рефинансированием кредитов, указывает аналитик ФГ «Финам» Никита Бороданов. Также для рынка высокодоходных облигаций характерны риски, связанные с ликвидностью, добавляет Фетисов.
Тем не менее уровень риска дефолта по облигациям различается от эмитента к эмитенту. У этих инструментов высокий риск, но это вовсе не означает, что по ним непременно произойдет дефолт, уточняет начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.
Что важно инвесторам
Несмотря на присущий сегменту высокий риск, выпуски высокодоходных облигаций можно включать в инвестиционный портфель. Наиболее привлекательными могут быть эмитенты с большим объемом основных средств, а также развивающиеся растущие бренды, например Whoosh или «Делимобиль», говорит Никита Бороданов из «Финама». В БКС с января 2023 года ведут портфель высокодоходных облигаций и ежемесячно проводят его ребалансировку. На сегодня в него входят 11 выпусков различного кредитного качества.
Выбирая высокодоходные облигации, стоит включить в портфель значительное число эмитентов (10–15) из разных отраслей, говорит Александр Фетисов из Россельхозбанка. Это позволит минимизировать риск дефолта. Отраслевой диверсификации достичь достаточно сложно, поскольку сегмент представлен в основном компаниями трех отраслей — микрофинансы, строительство и лизинг.
На обязательность диверсификации при работе с «мусорными» облигациями указывает и Максим Чернега из ИК «Цифра брокер». Кроме того, инвестору будет необходимо тщательно изучить ситуацию в компании, бумаги которой он будет покупать: читать отчетность, аудиторское заключение к ней, изучить данные рейтинговых агентств и новостной фон. «И важно следить за эмитентом после покупки — купить и забыть тут не получится», — отмечает Чернега.
С этим мнением солидарен Альберт Короев из «БКС». «Вот какие факторы стоит оценить: объем долговых обязательств, историю предыдущих выпусков, соотношение активов и пассивов компании, основные финансовые показатели, наличие дефолтов в прошлом», — резюмирует он.
В Банке России считают, что спрос на высокодоходные инструменты может снижаться после роста ключевой ставки, поскольку высококачественные инструменты становятся более привлекательными для инвестирования — нет смысла получать почти ту же доходность за более высокий риск.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.