Решетников призвал решать проблему курса рубля по китайской модели
Решетников призвал решать проблему курса рубля по китайской модели, при которой юаневый рынок подразделяется на внутренний и внешний. Он подчеркнул, что только за счет обязательной продажи валютной выручки экспортерами и повышения ключевой ставки с волатильностью рубля и инфляцией не справиться
Проблему высокой волатильности рубля и инфляции невозможно решить только за счет ключевой ставки или возврата к стандартным мерам валютного контроля и следует реализовать в России аналог китайской модели, при которой юаневый рынок подразделяется на внутренний и внешний, заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике. «Нам надо делать, наверное, какой-то, скажем так, аналог китайской модели, когда все-таки существует некая «мембрана» между внутренним рынком рублей и внешним рынком рублей», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»).
Решетников объяснил, что речь не идет о создании двух курсов, один из которых — внутренний — будет определен не ЦБ, а внешний будет определен рынком. Но как минимум на первом этапе, по его словам, следует наладить четкий мониторинг того, сколько у нас рублей циркулирует за рубежом, как они туда попадают. А дальше надо понять, насколько усиливаются эти перетоки, увеличивая соответственно риски для валютного курса, «потому что чем больше рублей там, тем меньше валюты будет приходить сюда, а наши импортеры для того, чтобы обеспечить импорт, покупают валюту здесь».
Он напомнил, что сейчас в России вообще нет никаких ограничений на перевод рублей за рубеж и процедуры для этого достаточно простые. «В результате у нас все больше будет рублей там, которые будут, скажем так, вовлекаться в валютные игры против рубля», — отметил Решетников.
Глава Минэкономразвития подчеркнул, что простым введением обязательной продажи валютной выручки экспортерами проблему не решить. Он напомнил, что в последние пять-шесть месяцев в Россию возвращается и продается порядка 85% валютной выручки, при этом 35% возвращается в рублях. Экспортеры и другие структуры занимают здесь рубли, переводят за границу, где по сути происходят обменные операции, и потом возвращают рубли в Россию, объяснил он сложившуюся ситуацию с экспортом за рубли.
На регулирование ключевой ставкой, по его словам, также полагаться не стоит, так как в этом случае страдает реальный сектор экономики и инвестиционное кредитование, «что мы сейчас и видим». «Поэтому нельзя сложную проблему решать только одним инструментом, инструментарий должен быть более разносторонний и более богатый, его нужно достаточно быстро создавать», — сформулировал министр свой запрос к ЦБ и Минфину.
В августе курс рубля упал до минимальных значений с весны 2022 года: на максимуме, 14 августа, курс доллара превышал 101 рубль, курс евро — 111 рублей. На этом фоне ЦБ приостановил покупку валюты в рамках бюджетного правила и 15 августа внепланово поднял ключевую ставку до 12%, а 15 сентября повысил ее до 13%. Кроме того, власти неформально договорились с экспортерами, что те будут продавать больше валютной выручки, чтобы увеличить предложение валюты, сообщали «Ведомости».
25 сентября по состоянию на 12:40 мск доллар на Мосбирже дешевел на семь копеек — до 96,1850 рубля, евро — на 35 копеек (до 102,2425 рубля).