Мосбиржа запустит собственную платформу для pre-IPO — возможность для компаний привлекать акционерный капитал на ранних стадиях. Об этом журналистам рассказал директор департамента рынка акций Мосбиржи Борис Блохин. Первые размещения на платформе могут состояться в конце 2023 — начале 2024 года.
По словам Блохина, после того как в апреле этого года Мосбиржа запустила сервис для совершения сделок на внебиржевом рынке с акциями без листинга, торговая площадка получила большое количество запросов от компаний, которые хотели бы привлечь акционерный капитал на ранних стадиях. «Они по ряду причин сейчас не готовы к листингу, часто это компании технологического сектора, которые хотят все направить на развитие бизнеса, — говорит Блохин. — До конца этого года мы разработаем технологическую возможность привлечения акционерного капитала. По сути, это будет pre-IPO платформа».
Блохин предположил, что объем раундов pre-IPO может составить около 100–300 млн рублей. «Это не такие огромные суммы, но это дает инвесторам возможность для диверсификации, а также привносит разнообразие инструментов фондового рынка», — отметил директор департамента рынка акций Мосбиржи. Сделки будут заключаться через брокеров, компании, собирающиеся на pre-IPO, должны найти брокера, который будет готов предложить их акции инвесторам, уточнил он.
«Нам важно обеспечить качественное аналитическое покрытие. Мы хотим, чтобы компании, которые выходили на рынок капитала, во-первых, были открыты. Чтобы они проводили всевозможные вебинары, стримы со своими потенциальными инвесторами, рассказывали про свой бизнес, рассказывали про себя», — добавил Блохин.
К возможности размещения предложения акций через pre-IPO, как правило, прибегают стартапы, которые в перспективе рассматривают для себя возможность выхода на биржу. Pre-IPO проходят через краудинвестинговые платформы, реестр которых ведет ЦБ. По определению регулятора, краудинвестинг предполагает привлечение капитала широкого круга инвесторов в предприятия малого и среднего бизнеса, включая стартапы. По итогам 2022 года таким способом компании привлекли 7,6 млрд рублей. «Со стороны отдельных профессиональных участников наблюдается растущий интерес к данному виду сделок с ценными бумагами, несмотря на то что вложения в pre-IPO несут большие риски (низкая ликвидность и отсутствие гарантий выхода компании на IPO), чем классические инвестиционные продукты фондового рынка», — отмечал Банк России.
Основные инвесторы на стадиях pre-IPO — крупные инвестиционные компании и венчурные фонды, однако в прошлом году брокеры начали предлагать возможность участия в раундах pre-IPO для розничных инвесторов, в том числе не имеющих статуса квалифицированного. Притом что у крупных участников, инвесткомпаний и фондов, объемы вложений в pre-IPO могут составлять сотни тысяч и миллионы долларов, розничный инвестор может вложиться в стартап по гораздо более мелкому чеку — от 5000—10 000 рублей.