Участие иностранных банков в IPO в Китае упало до минимума с 2009 года
Участие международных банков в IPO в Китае упало до минимума за 14 лет. Если в 2009 году на них приходилось больше 40% стоимости новых размещений, то сейчас — всего 1,2%. Эксперты объясняют это средой, созданной президентом Си Цзиньпином, при которой эмитенту проще не иметь в партнерах иностранных букраннеров
Участие иностранных банков в IPO в материковом Китае упало до самого низкого уровня как минимум за последние 14 лет, сообщила Financial Times со ссылкой на данные платформы финансовых рынков Dealogic. С начала года иностранные банки участвовали в новых листингах всего на $297 млн (1,2% от общего числа), что ниже, чем за любой полный год с тех пор, как Dealogic начал собирать данные в 2009-м. Тогда банки участвовали в 40,8% всех IPO в Китае по стоимости.
Как следует из Dealogic, иностранные банки сокращали участие в новых листингах в Китае с 2019 года. Тогда их доля составила 19,3%. В 2022 году она составила 3,1%.
В этом году ни один американский банк не участвовал в 109 первичных размещениях акций на биржах Шанхая и Шэньчжэня, на которых было привлечено в общей сложности $26 млрд благодаря огромному спросу со стороны внутренних инвесторов. В этом году букраннерами выступали только Credit Suisse и Deutsche Bank.
«Я поражен тем, что каждую неделю в Шанхае проводится эмиссия [на миллиарды долларов] для IPO, а банки, их гарантирующие, почти исключительно местные», — заявил изданию глава глобального банка в Азии, пожелавший сохранить анонимность. Он отметил, что многие крупные банки имеют в Китае свои подразделения, но почти не участвуют во внутренних сделках. «Что-то должно произойти — либо крупные банки должны участвовать в этих сделках с акциями A [листинг в материковом Китае], либо выйти из бизнеса и перестать выделять для него ресурсы», — отметил он.
«Это среда, которую создал Си Цзиньпин», — уверен независимый аналитик Фрейзер Хоуи. И речь, по его словам, не идет о запретах или наличии реального риска. «Эмитенту может быть проще не иметь в партнерах иностранный банк и вести дела только с китайскими букраннерами», — объяснил он.
Несколько руководителей международных банков отметили, что зачастую не решаются работать над китайскими листингами, потому что им сложно провести должную проверку клиентов в Китае. Кроме того, листинги в Китае, как правило, меньше зависят от институциональных инвесторов и больше — от розничных. «Бизнес-модель, которую используют западные банки, каждый раз продавая [акции] одним и тем же 100 или около того инвесторам, не работает», — отметил один из банкиров.