Китаю не нужно столько нефти и алюминия: что это значит для России
Начнем с нефти. То, что Китай лидер по электрификации своего автомобильного парка, — давно не новость. Но я, давно следя за развитием отрасли электромобилей и думая, что нахожусь в курсе трендов, был просто ошеломлен последними цифрами. Пятилетний рост продаж электромобилей, который год назад эксперты прогнозировали Китаю с 2022 по 2027 год, произошел в течение года.
За 2022 год продажи BEV (Battery Electric Vehicles) увеличились на 88%, превысив 5 млн машин. Вместе с гибридами (PHEV или plug-in hybrids) объем проданных машин превысил 7 млн, составив почти 25% рынка новых машин. А по итогам марта доля электромобилей достигла 35%. Основатель и CEO производителя электрокаров Li Auto недавно заявил, что 2023-2025 годы станут для отрасли такими же важными, как 1943-1945 для истории Второй мировой войны, предсказав, что к концу 2025 года электромобили будут составлять 80% от новых автомобилей.
Автомобильное топливо — главное направление использования нефти. В последнем ежеквартальном обзоре по сырьевым рынкам Ситибанк прогнозирует, что в этом году потребление бензина в Китае на фоне постковидного открытия экономики вырастет. Но с 2025 года начнется терминальный спад мирового потребления автомобильного топлива. Не исключено, что аналитики инвестбанка ориентировались на устаревшие данные по Китаю, а спад потребления бензина начнется уже в следующем году.
В отношении других видов сырья, например металлов, показательно то, что происходит в алюминиевой отрасли Китая. В мае Goldman Sachs выпустил отраслевой обзор, в котором обратил внимание на два важных долгосрочных тренда:
- большая часть будущего спроса на алюминий в Китае будет обеспечена вводом мощностей по переработке вторсырья. К 2030 году объем производства из лома почти удвоится (с 8,5 до 14,4 млн т), практически не оставив места для импорта и ввода новых мощностей по производству первичного алюминия;
- даже по отношению к собственным производителям алюминия Китай проводит жесткую политику. По оценкам Goldman Sachs, в 2022 году производство первичного алюминия достигло потолка и в обозримом будущем останется в диапазоне 39-40 млн т. В условиях отсутствия возможностей наращивать объемы компании будут инвестировать в повышение эффективности и делать более зеленой свою продукцию, перенося мощности в регионы с гидроэлектростанциями.
Такой взрывной рост производства металлов из вторичного сырья был бы невозможен без общегосударственной политики в отношении мусора. По состоянию на конец 2022 года в 297 крупнейших городах средний охват жилых микрорайонов сортировкой мусора составил 82,5%. Новостное агентство Синьхуа недавно сообщило, что Китай планирует внедрить обязательную сортировку мусора в жилых микрорайонах более чем 90% городов окружного уровня и выше к концу этого года, а затем повысить этот коэффициент до 100% к концу 2025 года.
Быстрый переход на производство алюминия из металлолома застал врасплох аналитиков американского банка. В своем обзоре они снизили прогноз прибыльности крупнейших алюминиевых производителей Chalco и China Hongqiao.
Одним из экономическим последствий может стать окончательный переход сырьевых рынков в состояние «рынка покупателя». Россия и остальные производители будут вынуждены конкурировать за сокращающийся объем спроса, предлагая нефть и металлы с минимальной надбавкой к себестоимости.
Возможно, в этом году мы еще не почувствуем изменений благодаря постковидному восстановлению спроса. Но долгосрочные проекты новых нефтепроводов и месторождений, ориентированных на Китай, могут оказаться не лучшими инвестициями.
Еще одним последствием окажется сближение Китая с западными странами в вопросе изменения климата. Еще недавно Китай считался главным мировым загрязнителем. Казалось, что переход на электромобили и раздельный сбор мусора — «прихоти пресыщенных потребителей из западных стран» — вряд ли заинтересуют китайские власти в обозримом будущем. Приоритетом было строительство инфраструктуры и рост ВВП. Приоритеты изменились, и Китай неожиданно из аутсайдеров становится лидером зеленой повестки. На этом фоне позиция России, закрывающая экологические организации и не планирующая переход к раздельному сбору мусора раньше 2026 года, может выглядеть все более маргинальной не только в глазах западных стран, но и своего ближайшего торгового партнера.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции