К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Вложение или хобби: как устроены цены на инвестиционное вино

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Хотя и с натяжкой, но вино можно назвать инвестиционным активом — у него есть признаки рынка: стандартный лот, возможность покупки и продажи, индексы цен и винные аналитики. От чего зависят цены на этом рынке?

Самый известный винный критик в мире Роберт Паркер в своей книге «Винный гид покупателя» описывает встречу с одним из коллекционеров вина, который, принимая критика у себя дома, достал из погреба дряхлое и странно пахнущее бордо 1969 года. Хозяин дом восхищался ароматом, по мнению Паркера, «возможно, самого худшего урожая за последние 35 лет». Коллекционер вина не пил, а только собирал его.

Многие коллекционеры и инвесторы в вино, действительно, никогда его не пьют, а при покупке ориентируются не на качество самого напитка, а на потенциал роста цен.

На стоимость же вина влияет масса факторов, большая часть из которых не имеет никакого отношения к вкусу и аромату напитка, а связана либо с маркетингом и пиаром вокруг того или иного урожая или марки, либо с макроэкономическими условиями. Или даже с пролетавшей когда-то мимо Земли кометой.

 

Например, считается общепризнанным, что вино дорожает с возрастом. Чем старше вино, тем оно лучше и тем дороже, хотя тот же самый Роберт Паркер в своей книге настаивает, что вино не особенно улучшается с возрастом: если молодое вино хорошего качества, то и старое будет такого же, хорошего, качества, а его характеристики изменятся незначительно.

Цены на вино со временем действительно растут, но зачастую это влияние инфляции: вино, как и недвижимость, является инвестиционным хеджем, в которое имеет смысл вкладывать деньги, когда ожидается всплеск инфляции. 

 

Впрочем, есть отдельные вина, стоимость которых значительно зависит от возраста. В частности, цены на знаменитый сладкий сотерн Chateau d'Yquem старых урожаев значительно выше цен на вина новых урожаев: вино 1937 года стоит почти в десять раз дороже вина 2017 года — €300 против более €3000 (приведены цены в Европе). Это подходящая инвестиция для тех, кто мыслит столетиями. Например, хорошим считается урожай 2001 года: винные критики полагают, что это вино можно будет пить даже после 2100 года, а значит, наследники смогут его выгодно продать.

Другое широко известное в инвестиционных кругах вино Petrus из региона Бордо уже не показывает такой яркой зависимости цены от возраста: бутылка этого вина 1948 года стоит столько же, сколько и бутылка 2019 года — около €4000. В общем, с возрастом вина все не так просто: да, оно дорожает со временем, но эта зависимость не такая прямолинейная, как принято считать.

Здесь необходимо заметить, что цены на такое же вино в России выше в несколько раз, поэтому с инвестиционными целями его надо покупать там, где есть нормальный рынок и за вино просят его рыночную цену. Тем более, что санкции запрещают поставки в Россию вина стоимостью выше €300.

 

Инвестиции в вино, как правило, это инвестиции на долгий срок, в коротком промежутке времени цены могут и расти, и падать. Например, в I квартале этого года индекс Liv-ex Fine Wine 50, который отслеживает цены на лучшие вина в мире, упал на 0,7%. Более широкий Liv-ex 100 index снизился за 12 месяцев на 0,8%. В основном причиной снижения цен стали различные неприятные экономические новости в начале года, начиная от банкротства Silicon Valley Bank и заканчивая новой вспышкой коронавируса в Китае и более низкой, чем ожидалось, инфляцией там же. Инфляция в Китае снизилась до 1% в марте из-за низкого потребительского спроса и опасений ковидных ограничений.

На цену вина, казалось бы, должно влиять качество урожая, но, если присмотреться поближе, начинает казаться, что в большей степени влияет не само качество урожая, а то, что про это самое качество думают критики. Оценка критиков, кстати, один из самых важных факторов, влияющих на стоимость вина. Например, ресурс wine searcher описывает известный случай с двумя урожаями бордо 1982 и 1983 года. Роберт Паркер в свое время высоко оценил качество урожая 1982 года, верно предсказав потенциал вина, что сделало знаменитым и его, и бордо 1982 года. И хотя вина, изготовленные из урожаев 1983 года, во время слепых дегустаций получают более высокие оценки, они стоят значительно дешевле тех же самых вин, но изготовленных из урожая 1982 года. Например, тот же самый Petrus 1982 года стоит €4652, а 1983 года — уже €2433. Психология и эмоции в винных инвестициях перевешивают качество урожая, погодные условия и другие объективные факторы.

О том, насколько велика доля маркетинга и эмоций в стоимости инвестиционных вин, говорит существование категории вин, изготовленных из урожаев, собранных в том году, когда мимо Земли пролетала комета. Они так и называются — comet vintages. Вина этих урожаев считаются лучше других, хотя никакой научной базы под этим нет: кометы никак не влияют на качество урожая и изготовленного из него вина. Вероятно, это поверье восходит к 1811 году, когда рядом с Землей пролетала комета Фложерга. Вино 1811 года получило большую известность в литературе, а также оказалось в центре сюжета фильма «Год кометы», в котором главная героиня находит бутылку бордо 1811, якобы принадлежавшую еще Наполеону. Этот же год, по стечению обстоятельств, стал поворотным для качества вина в нескольких регионах Европы, включая Бордо.

Бутылка Chateau d’Yquem 1811 года была продана на аукционе в 2011 году за $117 000 французскому сомелье, работающему в Индонезии Кристиану Ваннеку, который сообщил, что планирует выпить ее на свое 50-летие. В этом есть смысл, потому что вино, конечно же, не хранится вечно и рано или поздно должно быть выпито.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+