К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как провалы руководства привели к краху FTX: рассказ нового главы криптобиржи

 Сэм Бэнкман-Фрид (Фото Tom Williams / CQ-Roll Call, Inc via Getty Images)
Сэм Бэнкман-Фрид (Фото Tom Williams / CQ-Roll Call, Inc via Getty Images)
Покупка домов на Багамах за счет средств компании, одобрение выплат сотрудникам через чаты, запущенный и никогда не аудировавшийся баланс — лишь верхушка айсберга, с которой за неделю работы пришлось столкнуться Джону Рэю, ветерану сферы американских корпоративных банкротств, который сейчас возглавил биржу FTX. О чем Рэй рассказал в суде и каковы будут последствия «заражения» индустрии из-за краха одной из крупнейших криптобирж — в материале Forbes

Беспрецедентный провал

«Никогда в своей карьере я не видел настолько полного провала корпоративного управления» — так новый исполнительный директор криптобиржи FTX Джон Рэй, назначенный на этот пост после того, как компания 11 ноября подала на банкротство, описал первые впечатления от своей работы. Рэю есть с чем сравнивать — вопросами банкротства и реструктуризации он занимается более 40 лет. В его послужном списке — работа гендиректором во время ликвидации крупной американской энергетической компании Enron, которая фальсифицировала финансовую отчетность и в итоге пришла к банкротству. Ситуация с биржей FTX может встать в один ряд с этим случаем — одна из крупнейших криптобирж мира по объему торгов в считаные дни сложилась как карточный домик, при этом могли пропасть по меньшей мере $1 млрд клиентских средств. 

На прошлой неделе Рэй, назначенный независимым управляющим FTX после ухода с поста главы биржи ее основателя, уже бывшего миллиардера Сэма Бэнкмана-Фрида, дал показания в суде по делам о банкротствах округа Делавэр. В 30-страничном документе он рассказал о том, что ему удалось узнать о внутреннем устройстве империи предпринимателя после недели работы.

В своих показаниях Рэй неоднократно критикует управленческие способности основателя FTX. «Нигде не было настолько полного отсутствия достоверной финансовой информации, как здесь», — указывает он. 

 

Как устроена FTX 

Все многочисленные компании Бэнкмана-Фрида новый исполнительный директор разделил на четыре условные группы: 

  1. West Realm Shires (WRS) — к ней относятся американская часть бизнеса биржи FTX и платформа для торговли криптовалютными деривативами FTX US Derivatives.
  2. Alameda — состоит из Alameda Research LLC и ее дочерних компаний, которые занимались так называемым количественным трейдингом (quantitative trading) — биржевыми стратегиями, построенными на математических моделях, алгоритмической и высокочастотной торговле. Основной фокус в торговых операциях был на криптовалюты.
  3. Ventures — группа венчурных структур Бэнкмана-Фрида: Clifton Bay Investments LLC и FTX Ventures Ltd. На балансах компаний, согласно их отчетам, активы на $1,5 млрд и $500 млн соответственно, но поскольку отчеты не аудировались и составлялись в то время, когда компании контролировал Бэнкман-Фрид, Рэй не видит оснований им доверять.


  4. Dotcom — это основной бизнес биржи на домене FTX.com, предоставляющий услуги клиентам за пределами США.   

В каждой из этих четырех групп основным владельцем был Бэнкман-Фрид. Миноритарные доли в бизнесах принадлежали соучредителям FTX Гэри Вану и Нишаду Сингху. Кроме этого, в группах WRS и Dotcom были и сторонние инвестиции от частных и суверенных инвестфондов, эндаументов и family-офисов, но доли этих инвесторов не превышают 2%. Рэй в своих показаниях не перечисляет миноритариев, однако ранее сообщалось, что в FTX инвестировали такие влиятельные игроки венчурного рынка, как суверенный фонд Сингапура Temasek, Sequoia Capital, Tiger Global Management и ряд других фондов и управляющих компаний.

 

Согласно показаниям Рэя, в компаниях трех групп FTX — Alameda, Dotcom и Ventures — никогда не проводился аудит. Исключение составляет лишь группа WRS, все компании из которой зарегистрированы в США и работают отдельно от остальной структуры именно для американских клиентов. При этом компании из группы WRS платежеспособные, добавляет Рэй. 

Материнские компании групп, Alameda Research LLC и Clifton Bay Investments LLC, также были зарегистрированы в США, однако их дочерние компании и FTX Trading Ltd (которая и оказывала услуги клиентам криптобиржи вне США) зарегистрированы в разных странах: на Багамских и Сейшельских островах, в Антигуа, Швейцарии, на Кипре, в Австралии и других. Многие компании FTX Group, особенно те, что зарегистрированы на Антигуа и Багамах, не имели надлежащего корпоративного управления, отмечает Рэй: например, никогда не проводили заседаний совета директоров.

Проблемы FTX 

Как указал Рэй, в управлении финансами в группе FTX царил беспорядок — в корпоративной документации не было даже полного списка банковских счетов компаний. Неизвестно, каким объемом средств располагала FTX на момент  банкротства. Пока по той информации, которая есть у управляющих, объем кеша, который сейчас есть как у банкротящихся структур FTX Group, так и тех «дочек», которые не проходят через процедуру банкротства, — около $560 млн. Банкам, где хранятся эти средства, уже дано указание заморозить счета.

 

В таком же беспорядке была кадровая сфера: сотрудники нанимались в разные организации, причем с размытыми сферами ответственности. Полного списка тех, кто работал в FTX, не существует. «Неоднократные попытки найти некоторых предполагаемых сотрудников для подтверждения их статуса до сих пор не увенчались успехом», — рассказывает Джон Рэй. Выплаты сотрудникам также осуществлялись оригинальным способом — они писали запросы в специальный чат, и группа «супервайзеров» одобряла выплату, отвечая персонализированными эмодзи. При этом Рэй считает, что многие сотрудники FTX Group, включая людей на высоких должностях, не знали о финансовых проблемах в компании. Большую часть сотрудников FTX Group Рэй называет самой пострадавшей группой, потерявшей как свои инвестиции, так и репутацию.

В порядке вещей для FTX Group было использование счетов компании для личных нужд сотрудников и консультантов. Так происходило на Багамах, где на сотрудников оформлялись дома и прочая личная собственность. Никаких документов о том, что этим сотрудникам компания предоставила заем на эти покупки, нет. 

Что именно за недвижимость была куплена и кому она принадлежала, в показаниях Рэя не уточняется. Но, как пишет Reuters со ссылкой на данные из местного реестра недвижимости, на Багамах на деньги компании было куплено 19 домов на $121 млн — недвижимость была оформлена на Бэнкмана-Фрида, его родителей и топ-менеджмент FTX. Одно из подразделений FTX купило семь квартир на элитном курорте для «ключевого персонала». 22 ноября адвокаты FTX заявили, что одно из подразделений компании потратило $300 млн на покупку домов и недвижимости, которые использовались для отдыха руководящего состава. 

Несмотря на то, что FTX Group инвестировала миллиарды долларов, основные компании групп Alameda и Venture не вели бухгалтерский учет и записей о своих инвестициях и деятельности. Одна из самых частых проблем, с которой приходится сталкиваться новому менеджменту, — отсутствие записей о принятии решений. «Господин Бэнкман-Фрид часто общался с помощью приложений, которые были настроены на автоматическое удаление [сообщений] через короткий промежуток времени, и поощрял сотрудников делать то же самое», — добавляет Рэй. 

Эффект домино

Эффект от банкротства одной из крупнейших криптобирж, по-видимому, будет иметь последствия и для других игроков отрасли. Так, на прошлой неделе одна из ведущих криптовалютных венчурных компаний Multicoin Capital в письме инвесторам сообщила, что в течение нескольких недель ожидает эффекта «заражения» крипторынка из-за ситуации с FTX. «Многие трейдинговые компании закроются, что повлияет на ликвидность всего крипторынка», — предупредила компания. Сама Multicoin Capital «слишком доверяла FTX» и хранила там «слишком много активов», признаются топ-менеджеры компании, — в итоге сейчас на банкротящейся бирже «застряли» более 15% всех активов Multicoin.

 

На грани банкротства и специализирующийся на цифровых активах брокер Genesis, который, по данным источников Bloomberg, провел последние несколько дней в поисках как минимум $1 млрд финансирования. Компания также столкнулась с кризисом ликвидности после падения FTX. Genesis был своего рода «золотыми воротами» для входа в криптоиндустрию для институциональных инвесторов, объясняет основатель сервиса по учету, контролю и аналитике криптовалют BitOK Дмитрий Мачихин. Bloomberg также называет Genesis контрагентом многих компаний в сфере цифровых активов. 

Последствия от краха FTX и Alameda Research будут долгоиграющими, и сейчас сложно оценить даже примерные масштабы этого коллапса, рассуждает Мачихин. «Однако мы не знаем, насколько серьезны последствия для Binance и Coinbase, поскольку в нашем распоряжении есть только информация об их публичном балансе. Данные об их долговых отношениях с другими компаниями отсутствуют», — добавляет он. 

Morgan Stanley составил свой список компаний, которые могут пострадать из-за банкротства FTX. В нем 63 организации, включая венчурные компании Sequoia Capital, Softbank, Temasek Holdings, криптобиржи Coinbase и Hbit. Все эти компании были инвесторами FTX, а некоторые из них одновременно были и клиентами криптобиржи. 

Список пострадавших от действий FTX и Alameda по сути тождественен списку их кредиторов, считает Мачихин. «Не будет ошибкой предположить, что все или почти все кредиторы этой организации теперь имеют весьма серьезные проблемы со своим балансом», — заключает он. При этом американский суд разрешил скрыть имена 50 крупнейших кредиторов, которые, согласно Кодексу США о банкротстве, должны быть раскрыты полностью. Однако эти кредиторы являлись и клиентами FTX, поэтому суд сделал исключение. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+