Взаймы VK, Ozon и «Яндексу»: «Коммерсантъ» узнал о выделении им 130 млрд рублей
VK, Ozon и «Яндекс» получили от правительства льготный кредит в размере 130 млрд рублей, эта поддержка нужна компаниям для выполнения обязательств перед держателями евробондов, выяснил «Коммерсантъ». Аналитики назвали прямую господдержку частных эмитентов евробондов беспрецедентной, но объяснимой мерой — «Яндекс», VK и Ozon системно значимы для российской экономики
Правительство выделило «Яндексу», VK и Ozon льготный кредит на 130 млрд рублей совокупно. Эти средства предназначены для выполнения обязательств компаний перед держателями еврооблигаций. О «финансовой помощи» пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к правительству и Минцифры.
В Минцифры сообщили, что правительство поддержало инициативу министерства и предоставило крупным российским интернет-компаниям («Яндекс», VK и Ozon) льготное кредитование «на рефинансирование образовавшейся задолженности в сумме 130 млрд рублей в связи с прекращением торгов их ценными бумагами». В VK отметили, что направили «запрос на предоставление льготного кредитования на реструктуризацию образовавшейся задолженности», но отказались подтвердить сумму. В «Яндексе» сказали, что взяли целевой кредит в коммерческом банке для выплат по евробондам, а «субсидирование кредитных ставок происходит в рамках соглашения между банками и правительством». В Ozon не ответили на запрос газеты.
У «Яндекса», VK и Ozon, в отличие от других российских эмитентов, были выпущены конвертируемые облигации — на $1,25 млрд, на $400 млн и на $750 млн соответственно. Зарубежные биржи приостановили торговлю акциями и глобальными депозитарными расписками этих компаний после начала «спецоперации»* на Украине. Ведущий аналитик долгового рынка «Открытие Инвестиций» Александр Шураков рассказал, что при приостановке торгов более чем на определенное количество торговых дней подряд у держателей облигаций появляется право на их досрочное погашение. Для Yandex N.V. период приостановки составлял пять торговых дней подряд, для Ozon Holding PLC — семь торговых дней, VK Company Limited — десять дней.
По словам Шуракова, с марта–апреля интернет-компании вели переговоры с держателями конвертируемых облигаций об условиях досрочного погашения — от компаний требовалось иметь на счетах достаточное количество средств для того, чтобы расплатиться с держателями еврооблигаций по первому их требованию. При наличии ликвидности для трех компаний-эмитентов сохраняют актуальность все обычные риски, связанные с проведением платежей в санкционных условиях, предупреждают эксперты.
Партнер АБ «А-ПРО» Екатерина Макеева отметила, что ключевым моментом остается вопрос, будет ли выплата в адрес иностранных инвесторов в рублях считаться дефолтом. По ее словам, с большой вероятностью без реструктуризации программы и изменений в договоре с андеррайтером выплата в рублях по евробондам не будет считаться исполнением обязательств. Управляющий партнер юридической фирмы Tomashevskaya & Partners Жанна Томашевская отметила, что необходимость «Яндекса», VK и Ozon возвращать субсидию правительства зависит от выбранного юридического механизма и «оператора» финансирования.
Юрист добавила, что нередко такие субсидии юридически трансформируются в длинные кредиты госбанков под 2–3% годовых. Шураков предположил, что кредиты могут быть предоставлены госбанком либо ВЭБ.РФ, а правительство предоставит «гарантию на тело долга и субсидию на софинансирование части процентных расходов по этим кредитам» или «ограничится только софинансированием части процентных расходов, без предоставления гарантии».
Эксперты назвали прецедентом фактическое субсидирование государством расчетов частных компаний с держателями облигаций. Шураков объяснил этот прецедент высокой системной значимостью «Яндекса», VK и Ozon «с точки зрения поддержания работы и развития цифровой инфраструктуры страны». По его словам, вероятность и масштабы оказания экстраординарной поддержки правительством таким компаниям существенно выше, чем другим участникам рынка, потерю которых он может и не заметить.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.