К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Раз снижение, два снижение: будет ли рецессия в США и что делать частному инвестору

Фото Spencer Platt / Getty Images
Фото Spencer Platt / Getty Images
Если в первом полугодии главной темой финансовых рынков США была инфляция, ко второму внимание инвесторов стало фокусироваться на другом важном для состояния американской экономики факторе — рецессии. Насколько тяжелой она может быть и о чем нужно помнить инвестору, рассказывает аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов

Первым ключевым моментом в понимании того, будет рецессия или нет, должны были стать данные по изменению ВВП США за второй квартал 2022 года, опубликованные 28 июля. Данные пока предварительные, это только первая оценка динамики экономики, и в рамках двух последующих оценок — в конце августа и в конце сентября — она может поменяться как в положительную, так и в отрицательную сторону. В то время как консенсус-прогноз предполагал рост на 0,5%, мы увидели снижение на 0,9% в пересчете на год. Наступила ли рецессия, чего стоить опасаться и что делать частным инвесторам, вкладывающим в рынок США? 

Почему рынок не испугался рецессии

В первом квартале ВВП США снизился на 1,6% в пересчете на год (показатель указывает на то, как может снизиться ВВП за весь год, если бы снижался так же, как в текущем квартале по отношению к предыдущему). Традиционно два последовательных квартальных снижения ВВП считаются рецессией, однако инвесторы этого не испугались. Напротив, фондовые индексы после появления данных о снижении американской экономики выросли. 

Почему так произошло? Фондовые рынки исторически были опережающим показателем состояния экономики. Рынки начинали корректироваться в преддверии снижения ВВП, рост акций начинался также заранее, до момента выхода экономики из рецессии. Применяя эту логику, можно предположить: инвесторы считают, что самое страшное позади, экономика США прошла худшее состояние, рецессия наступила. Сработало правило «покупай (в данном случае продавай) на ожиданиях и продавай (в данном случае покупай) на фактах». Тем более, свежо воспоминание о прошлой рецессии 2020 года, которая достаточно быстро закончилась.

 

Однако сравнивать эти два периода нельзя. Тогда у ФРС и других центральных банков была возможность «залить» экономику дешевыми деньгами. C учетом текущего уровня инфляции повторить такое сейчас невозможно, и выход на траекторию роста может занять более длительное время.

Тревожные показатели

Лакмусовой бумажкой для оценки состояния экономики может служить рекламный рынок. Бюджеты на рекламу растут, когда экономика на подъеме, и сокращаются, когда она замедляется. С учетом того, что мы видим по отчетности компаний, связанных с рынком рекламы, ситуация далека от разрешения. Судя по комментариям таких компаний, как Snap, Twitter, Roku и некоторых их более крупных аналогов, рекламодатели сокращают свои бюджеты и не планируют их наращивать в ближайший квартал. Ситуация усугубляется тем, что снижение рекламных расходов приводит к снижению продаж самих рекламодателей. Таким образом, в будущие кварталы мы можем увидеть замедление продаж и у компаний из других отраслей. 

 

Еще один тревожный звонок — замедление и приостановка найма в крупных технологических компаниях. И снижение рекламных расходов, и приостановка найма — это факторы, говорящие о том, что компании готовятся к тяжелым временам, снижая свои издержки. Вероятно, этот тренд перейдет и на другие отрасли, что может негативно сказаться на рынке труда.

В ряде аналитических комментариев все внимание было приковано к потребительским расходам. Якобы снижение ВВП не так страшно, поскольку расходы домохозяйств не упали, а выросли. На потребительские расходы приходится порядка 2/3 ВВП США, и то, что они не снижаются, безусловно, позитивно. Однако рост расходов замедляется: во втором квартале он составил 1%, в первом — 1,8%. При этом выросли только расходы на услуги (на 4,1%), а расходы на товары — сократились (на 4,4%), причем на товары и длительного пользования, и первой необходимости. 

Как было раньше

В разрезе валовых инвестиций сильнее всего упали расходы на жилищное строительство (–14%), а лучшую динамику продемонстрировали инвестиции в интеллектуальную собственность (+9,2%). Объем госзакупок упал как на федеральном уровне (–3,2%), так и на локальном (–1,2%). Расходы на оборону выросли на 2,5%, в то время как расходы на другие сферы в совокупности снизились на 10,5%. Относительно чистого экспорта отметим улучшение ситуации. Экспорт вырос на 18%, в то время как импорт вырос всего на 3,1%.

 

Для сравнения рассмотрим предыдущие рецессии. В I–II кварталах 2020 года упали все составляющие ВВП, за исключением госзакупок, то есть экономика поддерживалась не только мягкой монетарной политикой. Расходы на необоронные отрасли тогда выросли на 50%. С учетом закрытия границ рухнули объемы экспорта и импорта (падение превышало 50% по обоим показателям). Примерно в таком же масштабе рухнули валовые инвестиции — компании готовились к тяжелым временам. Впрочем, этот показатель быстро восстановился до конца года. Расходы домохозяйств снижались во II квартале 2020-го, на пике пандемии, на 33%, причем сильнее всего тогда падали расходы на услуги (–42%) — все сидели на карантине.

В конце нулевых история была несколько иная, и рецессия продлилась дольше.  Со второй половины 2008 года экономику США ждало четыре квартала подряд снижения ВВП, восстановилась она только в конце 2010 года. Столь же затяжным было падение и восстановление расходов домохозяйств. Как и в случае предыдущих и будущих рецессий рос уровень госзакупок. Существенно упали валовые инвестиции — с самым сильным падением этого показателя с середины 1970-х. 

В 2001 году рецессия не была зафиксирована (квартальные падения экономики не следовали одно за другим).  До этого рецессии были в 1990–1991, 1974–1974 и 1980–1982 годах. Последние две отличались высокой инфляцией, близкой к текущим уровням, и в принципе могли бы стать основной для прогнозирования того, чего стоит ожидать сейчас, если бы не одно но. Структура экономики существенно поменялась, поэтому текущая рецессия не будет полностью совпадать с той, а скорее будет иметь средние характеристики всех прошлых рецессий.

Выводы для инвестора

Исходя из того, что было в прошлые рецессии, можно сделать несколько выводов. Во-первых, наиболее волатильная часть ВВП — валовые инвестиции. Во-вторых, госзакупки растут на протяжении рецессий как контрциклическая мера. В-третьих, в рамках расходов домохозяйств более устойчивая часть — услуги, особенно услуги первой необходимости. Таким образом, в идеале для инвестиций нужны компании, которые производят товары / оказывают услуги первой необходимости, и их продукция покупается в рамках госзакупок. 

Под такое определение ближе всего подходит сектор здравоохранения, который в прошлые рецессии был устойчив. Однако сектор стал слишком диверсифицированным — в него входят производители лекарств, аптечные сети, медицинское оборудование, сети клиник и многое другое. Не все из этих подсекторов видятся устойчивыми, но выделить можно производителей лекарств. В этом подсекторе лучше отдавать предпочтение компаниям с уже одобренными препаратами для лечения тяжелых заболеваний. По факту это и есть товары первой необходимости, отказаться от них без последствий для здоровья крайне сложно. Кроме того, компании из этой сферы имеют возможность перенести растущие затраты на потребителя без ущерба для спроса на их продукцию.

 

Крупные компании в подсекторе уже привлекли внимание инвесторов и по текущим ценам не выглядят слишком привлекательными. В случае коррекции можно обратить внимание на акции таких компаний, как Merck и Pfizer. Однако лучше отдавать предпочтение компаниям средней капитализации со стабильным бизнесом, которые к тому же могут быть поглощены более крупными компаниями. К таким компаниям мы относим BioMarin Pharmaceutical, Incyte и Biogen. 

Тем не менее останавливаться на одном секторе достаточно рискованно, поэтому стоит обратить внимание на надежные компании из других отраслей для лучшей диверсификации портфеля. Из крупных компаний разбавить портфель можно акциями компании Alphabet. Хотя компания зарабатывает за счет рекламных доходов, ее бизнес более устойчив в сравнении с конкурентами и в долгосрочном плане имеет хорошие перспективы для роста. К тому же у компании достаточно большой запас денежных средств на счетах, что поможет поддержать бумаги компании через программу выкупа акций. Список интересных идей далеко не исчерпывающий, поэтому лучше просто определить основные параметры для выбора акций в текущих реалиях. Во-первых, компания должны быть из отрасли, устойчивой к рецессии. Во-вторых, она должна без потери спроса быть способна перенести рост затрат на потребителя. В-третьих, крайне желательно, чтобы она сейчас либо в ближайшем будущем могла генерировать высокий денежный поток от своего бизнеса. 

Следующими важными для рынка США вехами будут публикация данных по инфляции за июль (10 августа), которые могут развеять надежды инвесторов на скорую остановку ужесточения монетарной политики, а также конференция в Джексон-Хоуле, которая состоится ближе к концу августа и на которой обычно определяется монетарная политика на ближайшие кварталы. В этих условиях лучше отдавать предпочтения отдельным акциям, а не инвестировать в общий индекс.

Подводя итог, вернемся к вопросу позитивной реакции на публикацию статистики по ВВП 28 июля. Исходя из текущих ожиданий, тот рост выглядит как «иррациональный оптимизм» и, вероятно, не отражает полной картины происходящего. Отчасти на это влияют словесные интервенции американских политиков и монетарных властей, которые в своих заявлениях не ожидают сильной рецессии, отчасти летний сезон, когда активность на фондовом рынке низкая. Факты, увы, пока говорят об обратном. 

 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+