Плюсы доминирования: почему сектор цветных металлов в кризис более защищен
Российская экономика и корпоративный бизнес переживают период экстремального давления со стороны западных стран. Производители цветных металлов оказались в числе наименее пострадавших представителей российской промышленности в начале года. Поскольку Россия — один из доминирующих поставщиков многих цветных металлов и имеет значительное влияние на мировые рынки, опасение по поводу введения экспортных ограничений с российской стороны привели к резкому росту биржевых цен этих металлов до многолетних или вовсе рекордных в истории значений.
Однако, начиная с середины II квартала, российские производители цветных металлов столкнулись со снижением экспортных доходов из-за резкого укрепления рубля. В дополнение к этому рост ВВП Китая — крупнейшего потребителя цветных металлов в мире — сократился с 4,8% год к году в первом квартале 2022-го до 0,4% во втором (минус 2,6% квартал к кварталу). Экономики США, Европы и Японии, в свою очередь, демонстрируют сокращение два квартала подряд.
Такая ситуация привела к снижению спроса и резкому падению стоимости некоторых цветных металлов. В данный момент стоимость алюминия и платины уже на 10% ниже значений начала года, а цены на медь — традиционный индикатор состояния промышленности — упали более чем на 15% и вернулись на уровни начала 2021 года. Спотовые цены на никель и палладий пока что остаются вблизи значений начала текущего года. Дальнейшая стоимость цветных металлов зависит от динамики мировой экономики. По прогнозам, вероятно замедление ее роста до 2,9% в этом году по сравнению с 5,7% в 2021 году.
С учетом высокой вероятности наступления рецессии в США и Европе, потребление и стоимость цветных металлов может снижаться и далее. В таком случае восстановления показателей можно ожидать не ранее начала или середины 2023 года.
Россия поставляет примерно восьмую часть мирового производства алюминия и десятую — меди, примерно третью часть титана, седьмую — платины, почти половину высокосортного никеля аккумуляторного качества и более чем половину первосортного палладия. Каждый из этих металлов важен для всех отраслей экономики и имеет критическое значение для достижения глобальных климатических целей и декарбонизации мировой промышленности.
Влияние российских производителей на мировые рынки цветных металлов настолько велико, что прекращение их экспорта может ограничить мировое производство самолетов, электромобилей и объектов возобновляемой энергетики. В связи с этим внешнеторговые ограничения ряда стран не затронули российские цветные металлы и их производителей.
Высокая глубина вертикальной интеграции, низкая стоимость энергозатрат в структуре себестоимости и большой запас рентабельности позволит российским производителям цветных металлов пройти текущую турбулентность без больших потерь и с сохранением инвестиционных проектов. На фоне энергетического кризиса во всех зависимых от импорта энергоносителей странах, российские производители цветных металлов имеют очевидное преимущество. Например, «Норникель» и «Русал» имеют одни из самых низких показателей операционной себестоимости в мире, хотя снижение мировых цен и укрепление рубля неизбежно давит на доходы производителей и стоимость их акций.
Если судить по динамике мировых цен на цветные металлы, которые в конце второго квартала откатились к значениям начала года, рынок цветных металлов не испытывает дефицита и отражает нормализацию физических поставок российских цветных металлов. Норникель по итогам первого полугодия нарастил производство никеля на 26%, меди — на 18%, палладия — на 8%. При этом компания сообщила о сохранении планов по увеличению производства по итогам 2022 года. Еще более показательным является исключение из нового санкционного списка ЕС крупнейшего производителя титана в мире — ВСМПО-АВИСМА. Компания является крупнейшим поставщиком титана для американского Boeing и европейского Airbus.
Полное или частичное ограничение импорта цветных металлов из России может грозить дефицитом цветных металлов и резким ростом их стоимости, что в свою очередь повлечет за собой новый виток инфляции. Поэтому торговые санкционные ограничения в отношении сектора выглядят маловероятными.
В то же время вряд ли какая-то из стран мира будет тратить сотни миллиардов долларов на создание дополнительных производственных мощностей, «замещающих» российские поставки.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора