«Черный» квартал для черных металлургов: что будет с их акциями
Снижение производства и продаж
Крупнейшие компании российской черной металлургии на этой неделе отчитывались об операционных результатах за II квартал и сообщили о резком сокращении объемов производства. У ММК во II квартале объем выплавки составил 2,9 млн т — на 7,9% меньше, чем в I квартале. Продано было 2,4 млн т металлопродукции — минус 18% в квартальном выражении. Экспорт за квартал рухнул почти вдвое, до 329 000 т. При этом средняя цена в долларах за тонну металлопродукции из-за укрепления рубля выросла на 15,7%, а рублевые цены снизились на 10% из-за «значительного снижения спроса на российском рынке» (внутри страны и в СНГ продажи снизились на 9,9%).
«Северсталь» отчиталась о снижении выплавки стали за квартал на 18%, до 2,4 млн т. Продажи стальной продукции также сократились — на 17%. Загрузка производственных мощностей упала до 75%.
НЛМК отчетность пока не раскрывал, но председатель совета директоров компании миллиардер Владимир Лисин сообщил, что комбинат сократил производство примерно на 1 млн т по сравнению с заложенными ориентирами. «А это значит, как мы и прогнозировали, от 30% до 50% вся российская металлургия потеряет», — сказал Лисин на съезде областного союза промышленников и предпринимателей в Липецке. Он также отметил значительное сокращение экспорта и сложность переориентации поставок на азиатские рынки, в частности, Китай.
Дорогой рубль и внутренний спрос
На фоне санкций российские сталевары могут рассматривать наращивание присутствия на внутреннем рынке и освоение новых направлений экспорта, прежде всего в Азию. Однако и с тем, и с другим есть сложности, считают аналитики, опрошенные Forbes.
До 30-40% производимой в России стали уходило на экспорт, говорит аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Мировой рынок стали высококонкурентный, и российским металлургам пришлось осваивать востребованную номенклатуру, модернизировать производства, чтобы занять место на европейском рынке. Потеря всего этого оказалась для сектора очень чувствительной. Поддержать отрасль может наращивание потребления стальной продукции внутри страны за счет развития машиностроения, инфраструктурных проектов и жилищного строительства.
«С другой стороны, металлургам придется сокращать объемы производства, пересматривать продуктовую линейку в сторону упрощения, переориентировать экспорт с Запада на Юг и Восток с упором на заготовку и полуфабрикаты вместо продукции с высокой добавленной стоимостью, снижать издержки и пересматривать инвестиционные программы исходя из сильно изменившейся перспективы», — говорит Калачев.
Освоение азиатского рынка в то же время затрудняет укрепившийся в последние месяцы рубль, говорит ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов. «Экспорт в Азию будет иметь околонулевую рентабельность при 70 рублях за доллар, а для получения прибыли курс должен быть еще выше», — говорит он.
Дорогой рубль — это ключевой негативный фактор, влияющий на черных металлургов сейчас, говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. Ослабление национальной валюты помогло бы отрасли перейти к восстановлению. Также мерой поддержки могли бы стать налоговые послабления для металлургов, считает эксперт.
Обсуждаемые меры господдержки тоже могут оказать умеренный позитивный эффект на отрасль, считает Данилов из «Велес Капитала». К ним относится снижение акциза на жидкую сталь и налога на добычу полезных ископаемых. Однако одних этих мер будет недостаточно, полагает аналитик.
Как компании переживают кризис
Несмотря на общий негатив сегодняшней ситуации, компании чувствуют себя в ней по-разному.
Лучше других сейчас, по мнению управляющего директора департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константина Асатурова, выглядит ММК. Это связано с большей по сравнению с конкурентами ориентацией на внутренний рынок. Также в плюс ММК идет то, что основной объем выручки, сгенерированной за рубежом, приходится на Турцию. При этом сжатие экспортных рынков для сталеваров будет означать рост конкуренции внутри страны и на «дружественных» площадках. «В этой связи более благоприятное положение ММК может оказаться не очень долговременным, а учитывая ее низкую степень вертикальной интеграции по сравнению с НЛМК и «Северсталью», мы не можем утверждать, что в случае «ценовой войны» ММК будет обладать каким-то преимуществом», — полагает Асатуров.
ММК обладает наиболее высокой себестоимостью сляба (полупродукт металлургического производства прямоугольной формы), указывает Василий Данилов из «Велес Капитала». На фоне растущей конкуренции это оказывает негативное влияние на компанию.
Низкой себестоимостью продукции обладает «Северсталь», продолжает Данилов. Но компания была ориентирована на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью в Евросоюз. Экспорт в целом приносил ей до половины выручки, а экспорт в Европу — около трети, говорит Алексей Калачев из «Финама». Сейчас на фоне санкций экспортные возможности для «Северстали» потеряны, и она в более тяжелом положении, чем другие игроки.
У НЛМК почти 60% прокатных мощностей находится в России (остальные — в ЕС и США). Слябы НЛМК не попали под санкции. Также в санкционные списки не попал ни сам комбинат, ни председатель совета директоров компании Владимир Лисин. «Это позволяет НЛМК сохранить структуру продаж, включая поставки на экспорт, и в меньшей степени зависеть от состояния внутреннего рынка. Однако, как мы видим из заявлений Владимира Лисина, и у НЛМК есть проблемы», — говорит Калачев.
Слабее слабого
Акции «Северстали» с 22 февраля по 20 июля подешевели на 55,8%, НЛМК — на 45,4%, ММК — на 53,6%. «В целом отраслевые эмитенты выглядят сейчас слабее остального, тоже, в общем, слабого фондового рынка. Поэтому инвестиции в их акции сейчас имеют повышенные риски», — предупреждает Калачев.
Фундаментального прогноза по стоимости бумаг сталеваров сейчас нет, но в зависимости от новостного фона к ним может появляться спекулятивный интерес, считает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанса» Георгий Ващенко. «Если инвестор не успел зафиксировать по ним убыток, возможно, стоит задуматься о том, что их придется теперь держать в портфеле долго», — добавляет он.
Если горизонт инвестирования долгосрочный, то бумаги металлургов можно сохранить в портфеле, соглашается Дмитрий Пучкарев из «БКС». «При ослаблении курса рубля компании должны улучшить финансовые показатели, котировки постепенно восстановятся. Если горизонт кратко- и среднесрочный, то можно рассмотреть закрытие позиций в «Северстали» и ММК. На текущий момент очевидных предпосылок для их восстановления нет», — говорит он.
Закрыть позиции в акциях сталеваров также советует Константин Асатуров из «Системы Капитал». Он говорит, что до конца года эти бумаги будут смотреться хуже широкого рынка. При этом ослабление рубля, которое эксперт ожидает к концу 2022 года, обеспечит акциям умеренный отскок.
Улучшение ситуации на фоне ослабления рубля и введения мер господдержки допускает и Василий Данилов из «Велес Капитала». «Но, на наш взгляд, более вероятно сохранение текущих непростых условий в течение оставшегося года. Соответственно, компании будут и дальше сокращать выплавку и продажи стали и отказываться от дивидендов», — говорит он.