К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

VK нарастила убытки: что будет с бумагами компании

Фото Maxim Shemetov / Reuters
Фото Maxim Shemetov / Reuters
VK в I квартале 2022 года кратно нарастила убытки, а темпы роста выручки оказались минимальными за последние несколько лет. Исправить ситуацию поможет новый фокус компании на коммуникационные сервисы и импортозамещение заблокированных в России зарубежных соцсетей, считают аналитики

Что случилось

Темпы роста VK (ранее Mail.ru Group) в I первом квартале 2022 года обновили минимум за последние несколько лет. Выручка компании выросла на 9%, до 30,7 млрд рублей год к году. Скорректированный чистый убыток группы VK увеличился почти в семь раз — с 998 млн рублей до 7,3 млрд рублей.

Что это значит

По словам эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Павла Гаврилова, на динамику выручки VK повлияло сокращение темпов роста рекламного бизнеса. Ряд крупных международных корпораций приостановил свои маркетинговые инвестиции. В I квартале выручка от интернет-рекламы увеличилась только на 6%, до 11,1 млрд рублей, а в IV квартале 2021 года этот показатель составлял около 15%. В VK прогнозируют, что выручка от рекламы будет снижаться из-за геополитической ситуации, санкций и сложной рыночной обстановки. 

Показатель EBITDA оказался значительно ниже прогнозов (3,36 млрд рублей), отметил Гаврилов. Аналитик связывает это с возросшими инвестициями в контент и выросшими зарплатами сотрудников: компания активно продвигает свои продукты, в то время как зарубежные компании приостановили работу в России.

 

На фоне общих проблем на рынке онлайн-рекламы в марте замедлился рост выручки в сегменте социальных сетей до 9%, отмечает аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. 

Еще во время ребрендинга смещение фокуса компании на коммуникационные сервисы и идея вынести во главу соцсеть «ВКонтакте» выглядели необоснованным, считает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. По его словам, инвесторам казалось более логичным, что компания будет развивать e-commerce и финтех-направление в совместном предприятии с AliExpress. «Но сейчас это уже не кажется такой плохой идеей, поскольку после ухода иностранных сервисов из России VK фактически остается монополистом на рынке соцсетей. Сейчас это проще и перспективнее, чем пытаться конкурировать, например, с Ozon», — считает Делицын.

 

Директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров скептически относится к перспективам развития текущих активов VK. По его словам, аудитория Instagram (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) и других зарубежных соцсетей, как и их рекламные бюджеты, пока что слабо перетекают в соцсеть «ВКонтакте», хотя основные выводы можно будет сделать только через пару кварталов, отметил он. «Возможно, старый формат социальных сетей в целом себя изжил, и VK придется адаптировать ее к современным реалиям», — считает он.

Зачем мне это знать

Крупным планом

«Яндекс», который отчитался накануне, и VK пришли к кризису февраля 2022 года в разных состояниях, говорит Асатуров из УК «Система Капитал». У «Яндекса» к этому времени уже была четкая и сформированная стратегия развития, поэтому трансформация бизнеса в условиях санкций дается им гораздо легче, считает он. VK же в этот момент находился в состоянии структурной перестройки — у них только сменился топ-менеджмент и акционер, они работали над новой стратегией компании, подчеркнул Асатуров.

 

«Если у «Яндекса» есть ориентир на e-commerce и хороший задел в виде «Яндекс Маркета», то как в текущих условиях будет развивать компанию акционер в лице государства, непонятно. Неизвестно, как будут разделены активы совместного предприятия O2O со «Сбером», как поведет себя китайский акционер Tencent. Этих ответов пока нет в повестке, и, кажется, пока их нет даже у самой компании», — полагает Асатуров.

«Яндекс» отчитался о росте выручки за I квартал 2022 года на 45%, до 106 млрд рублей. Поскольку у VK рост всего на 9%, это переносит компании в совсем разные весовые категории и подтверждает, что пессимизм инвесторов относительно VK был оправдан, считает Делицын из ГК «Финам». При этом VK, в отличие от «Яндекса», в условиях санкций сможет развиваться в новых нишах.

28 апреля стало известно, что VK приобретет у «Яндекса» сервисы «Новости» и «Дзен». Стороны пока не раскрыли условия соглашения и технические подробности, но сообщили, что им потребуется разрешение на сделку со стороны ФАС. «Мы будет ожидать деталей, в частности, информации о том, как проекты будут отделяться от экосистемы «Яндекса» и за счет каких средств будет профинансирована покупка», — сказал Михайлин из ИК «Велес Капитал». По его словам, расчет годовой выручки «Дзена» по итогам марта составил почти 16 млрд рублей, что превышает 10% выручки VK за прошлый год, а EBITDA сервиса была близка к нулю. 

Для инвестора

После публикации квартальной отчетности акции VK снизились на 2,8% и достигли 419 рублей за бумагу. При этом первоначальная реакция инвесторов на документ была неоднозначной — после открытия биржи их стоимость сначала упала на 5% (с 441 рубля до 418 рублей), а затем резко выросла на 8%, до 453 рублей.

 

Акции VK уже давно волатильны — инвесторы настороженно относились к этой компании, поскольку она инвестировала много средств в проекты, но так и не начала генерировать прибыль, отметил Делицын. Однако сейчас инвесторы даже не будут внимательно вчитываться в отчетность: они вспомнят о существовании VK, поймут, что она находится в выгодной нише в связи с геополитической ситуацией и уходом с рынка конкурентных сервисов, и начнут покупать ее бумаги, считает он.

Ждать какой-либо значимой реакции инвесторов на публикацию отчетности не стоит, потому что им сейчас важнее, как будет развиваться компания в будущем, считает Асатуров. По его словам, на бирже будут оценивать заявления компании о дальнейшей стратегии развития, о создании новых сервисов и решениях относительно непрофильных активов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+