Илонизация Twitter: что нужно знать о покупке соцсети богатейшим человеком мира
100% Маска
Сервис микроблогов Twitter и богатейший человек мира Илон Маск (состояние в реальном времени на 26 апреля по версии Forbes — $268,2 млрд) пришли к соглашению по условиям продажи социальной сети. Twitter согласился на первоначальные условия, предложенные владельцем Tesla и SpaceX еще в середине апреля — $54,2 за акцию, что означает оценку всей компании примерно в $44 млрд. Это на 38% больше, чем 1 апреля — перед тем как Маск впервые заявил, что уже является акционером Twitter.
Акции Twitter закончили торги в понедельник на отметке $51,7, прибавив 5,7% — о том, что сделка может быть заключена в самое ближайшее время на условиях Маска, накануне сообщила The Wall Street Journal.
После завершения сделки Twitter превратится в частную компанию — 100% соцсети будет принадлежать Маску. «Предлагаемая сделка принесет значительную денежную премию, и мы считаем, что это лучший путь для акционеров Twitter», — приводятся в сообщении слова независимого председателя совета директоров Twitter Брет Тейлор. Маск, в свою очередь, пообещал сохранить свободу слова на площадке и раскрыть ее «огромный потенциал».
В сообщении говорится, что сделка будет закрыта в течение 2022 года при условии, что ее одобрят акционеры. Для финансирования сделки Маск привлек $25,5 млрд от консорциума кредиторов во главе с Morgan Stanley, из них $12,5 млрд — под залог части принадлежащих ему акций Tesla. Еще $21 млрд будет внесен наличными. Для того чтобы внести эти деньги, Маск, у которого «на руках» в наличных и ликвидных активах только около $3 млрд, может продать часть акций Tesla или использовать прибыль от владения криптовалютами (миллиардер говорил, что владеет биткоином, эфиром и Dogecoin), размер которой достоверно неизвестен, рассуждает Bloomberg.
Сопротивление и манипуляции
СЕО Tesla и SpaceX Илон Маск — активный пользователь Twitter с примерно 84 млн подписчиков. В начале апреля стало известно, что Маск купил 9,2% акций социальной сети за $2,89 млрд и вошел в число ее крупнейших акционеров. После этого CEO компании Параг Агравал предложил Маску войти в совет директоров, но тот отказался. Причем параллельно Маск критиковал работу Twitter в своем твиттер-аккаунте (позже некоторые наиболее спорные посты, в том числе с предложением перенести штаб-квартиру компании из Сан-Франциско в приют для бездомных, были удалены). Например, Маск написал, что аккаунты с максимальным числом подписчиков практически ничего не публикуют: певица Тейлор Свифт с 90 млн подписчиков не писала ничего уже три месяца, а певец Джастин Бибер со 114 млн сделал один твит за год. «Twitter умирает?» — спрашивал Маск своих подписчиков.
Однако уже 14 апреля Маск сообщил, что сделал Twitter предложение о покупке всей компании по цене $54,2 за акцию. Twitter ответил на предложение Маска «отравленной пилюлей» — это специальный механизм, который позволяет компании избежать нежелательного поглощения. Если кто-то получает контроль над 15% акций компании и более, остальные акционеры могут приобрести дополнительные акции с дисконтом. Это размоет долю нового крупного акционера. Механизм будет работать до 14 апреля 2023 года, решили в Twitter.
Маск не уступал. Он ретвитнул опрос пользователя Bitcoin Archive о том, хотели бы пользователи, чтобы Маск купил Twitter, с комментарием «спасибо за поддержку» (большинство высказалось за). Он проводил и собственный опрос о том, кто должен решать вопрос, должен ли Twitter стать частной компанией, — совет директоров или держатели акций (здесь предсказуемо в пользу второго варианта высказались более 80% участников).
В конце апреля ситуация резко изменилась, и Twitter решил согласиться на условия Маска. Логику принятия решения хорошо описывают слова управляющего нью-йоркского хедж-фонда Bandera Partners (владеет акциями Twitter примерно на $40 млн) Джеффа Грамма: совет директоров Twitter не может просто отказаться от предложения Маска, не предоставив реального альтернативного варианта, привлекательного для акционеров. «Я не уверен, что такие варианты, кроме как поиск более выгодного предложения о покупке, существуют», — говорил управляющий накануне заключения сделки. Маска поддержал и основатель Twitter Джек Дорси, который в 2013 году вывел сервис на биржу, а осенью прошлого года покинул пост главы компании. «Для меня всегда была важна только идея Twitter и сервис, который он предоставляет. Twitter как компания всегда была моей главной сложностью и самым большим сожалением. Он принадлежал Уолл-стрит и рекламной модели. Забрать его с Уолл-стрит — это правильный первый шаг», — написал он.
В длительных отношениях
Илон Маск ведет аккаунт в Twitter 13 лет, с 2009 года. Микроблог стал главным средством коммуникации миллиардера с миром, с его помощью он научился влиять на фондовый рынок и вызывать скачки котировок. Причем как разгонять их, так и обрушивать.
Например, в 2016 году, когда завершалась разработка Tesla Model 3, СМИ писали, что поставщиком батарей для электрокара станет Samsung. Маск написал, что это ложные сведения и единственным поставщиком батарей выступает Panasonic. После этого твита акции Panasonic выросли на 3,68%, а акции подразделения Samsung, занимающегося аккумуляторами, упали на 8,02%.
Слова генерального директора Tesla зачастую отражались на самой компании. Например, 1 апреля 2018 года Маск пошутил, что Tesla обанкротилась. Однако инвесторы шутку не поняли, и акции компании упали на 5,1% на следующий день. Твит стоил Маску кресла председателя совета директоров Tesla: в августе того же года Маск написал о готовности выкупить акции компании по цене $420. На бирже акции компании тогда стоили около $350, а после твита подорожали на 11%. Однако Комиссия по ценным бумагам и биржам США возбудила дело о том, что Маск ввел инвесторов в заблуждение своим сообщением. Акционеры подали в суд на бизнесмена, а потери трейдеров с открытыми короткими позициями превысили $1 млрд. В результате Маск ушел с поста председателя совета директоров Tesla.
Иногда Маск «разгонял» своими постами акции неочевидных компаний. Например, японского производителя игрушек Bandai Namco. Мем с изображением персонажа франшизы привел к росту котировок на 4,4%.
Твиты Маска часто вызывали скачки криптовалют. В январе 2021 года миллиардер написал: «Оглядываясь назад [мы понимаем, что] это было неизбежно» — и добавил хештег #bitcoin в описании профиля. Курс криптовалюты подскочил на 20%, до $37 700. Затем в феврале Tesla сообщила, что инвестировала в биткоин $1,5 млрд и будет принимать цифровую валюту в качестве оплаты — на этом фоне биткоин установил исторический максимум в $50 000. Но уже в мае Маск сообщил, что майнинг криптовалюты неэкологичен и Tesla приостанавливает расчеты с использованием биткоина, после чего он подешевел на 15%, до $46 200. А через несколько дней после дискуссии Маска в Twitter о возможном избавлении компании от криптовалюты биткоин упал до $45 000. В 2021 году одной из любимых тем Маска стала «мемная» криптовалюта Dogecoin — практически любое ее упоминание в твиттере миллиардера приводило к резкому росту ее курса.
В сообщении Twitter по поводу сделки приводится цитата Маска, в которой он объявляет свободу слова основой демократии, а Twitter — «цифровой городской площадью, где обсуждаются жизненно важные вопросы для будущего человечества». Маск также заявил, что хочет дополнить соцсеть новыми функциями для повышения доверия к информации и победы над спам-ботами. Бизнесмен в конце марта спросил у своей твиттер-аудитории, придерживается ли соцсеть принципа свободы слова. Более 70% участников опроса ответили отрицательно.
Зачем Маску Twitter
Перед покупкой сервиса Маск подчеркивал, что бизнес-соображения в этой сделке для него вторичны. «Это мое сильное внутреннее ощущение, что существование публичной платформы, инклюзивной и пользующейся максимальным доверием, чрезвычайно важно для будущего цивилизации. Меня вообще не интересует экономическая составляющая», — говорил миллиардер.
В последние годы компания демонстрировала высокие темпы роста выручки (+37% по итогам 2021 года, до $5,08 млрд) при чистом убытке $1,14 млрд в 2020 году и $221 млн в 2021-м. На этом фоне аудитория сервиса стагнировала, указывает аналитик ФГ «Финам» Ксения Лапшина. Так, в IV квартале показатель монетизируемой активной аудитории (mDAU) у соцсети вырос на 6 млн, до 217 млн человек, но почти весь рост, 5 млн, пришелся на аудиторию за пределами США. «Для сравнения: Snapchat имеет сейчас 332 млн пользователей, хотя это гораздо более молодая соцсеть по сравнению с Twitter», — отмечает Лапшина. Что касается аудитории в США, то там аудитория колеблется около 36-38 млн со времен пика пандемии, отмечает аналитик «Фридом Финанса» Михаил Денисламов. По его мнению, то, что совет директоров Twitter спешил сообщить о сделке с Маском до публикации квартального отчета 28 апреля, может говорить о том, что финансовые результаты компании в начале года будут «достаточно неуверенными», не исключено также, что соцсеть вновь столкнулась со сложностями в наращивании аудитории.
Пока не ясно, как будет реализована концепция свободы слова по Маску в соцсети: например, отсутствие модерирования контента может привести к негативным последствиям, вплоть до бойкотов со стороны рекламодателей, отмечает Денисламов. При этом выручка от рекламы — ключевая статья доходов для Twitter: в IV квартале на нее пришлось $1,44 млрд из $1,57 млрд выручки. При этом Twitter ищет и другие способы монетизации — в 2021 году компания запустила подписку Twitter Blue с премиум-функциями, позволяющими персонализировать аккаунт, а в 2020-м — аудиокомнаты, в том числе с платным «билетом».
Возможно, Маск попробует интегрировать социальную сеть с другими своими бизнесами, в частности использовать пользователей Twitter как первичную целевую аудиторию для новых продуктов Tesla — в частности, различных SaaS-сервисов (сервисов по подписке), допускает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Никита Зевакин. Учитывая интерес Маска к криптовалютам, мы можем ожидать более тесной интеграции соцсети с блокчейн-решениями, криптоплатежами и NFT, добавляет Денисламов из «Фридом Финанса».
Инвестору
В случае если сделка состоится, бумаги Twitter будут выкуплены у акционеров по $54,2 за акцию. Это на 4,8% выше, чем цена бумаги на закрытии торгов в понедельник, 25 апреля ($51,7). Инвестиционную стратегию, которая предполагает заработок на покупке бумаг после объявления сделок (прибыль в данном случае — разница между ценой на момент объявления о сделке и ценой выкупа), называют merger arbitrage (MA, «арбитраж слияния»). Однако опрошенные Forbes аналитики сомневаются, что в данном случае есть смысл следовать этой стратегии.
Тот факт, что Twitter согласился на предложение Илона Маска, не означает, что, покупая эти бумаги сейчас, инвесторы ничем не рискуют, отмечает ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Олег Сыроваткин. Пока акции Twitter торгуются, их котировки могут оставаться волатильными — инвесторы могут по разным причинам решить зафиксировать прибыль в сильно подросших акциях компании, не дожидаясь получения наличных за свои бумаги, рассуждает он. Кроме того, сделку еще должны одобрить акционеры компании, а также Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), поэтому здесь также есть определенные риски, указывает аналитик. Учитывая это, довольно ограниченный потенциал заработка на уровне около 4%, исходя из текущих котировок, не выглядит слишком привлекательным, заключает Сыроваткин. «Текущие уровни мы не видим привлекательными для покупки акций, так как апсайд до цены выкупа Илоном Маском остался не столь высокий», — соглашается Денис Буйволов из «БКС Мир инвестиций».
«Потенциал роста акций до цены выкупа составляет примерно 5%, но в случае отмены сделки акции могут обвалиться на 35–40% (до $31-33), поэтому можно сказать, что возможность для арбитража есть, но она не выглядит привлекательной. Кроме того, точных ожиданий по времени закрытия сделки пока нет: она может закрыться как летом, так и к концу текущего года. Инвесторы на СПБ Бирже уже могут фиксировать позиции по TWTR», — заключает аналитик «Фридом Финанса» Михаил Денисламов.
Покупка Twitter Маском может позитивно сказаться на оценке других соцсетей, в частности таких компаний, как Snapchat и Pinterest, которые торгуются по достаточно низким оценкам после существенной коррекции в технологическом секторе, считает Никита Зевакин из «Альфа-Капитала».