«Детский мир» и Х5 увеличили выручку и свернули инвестиции: что нужно знать инвестору
«Детский мир»: рост онлайн-продаж
Чистая выручка крупнейшей российской сети магазинов товаров для детей в I квартале 2022 года в годовом выражении выросла на 6,1%, до 37,9 млрд рублей. Компания открыла восемь новых магазинов в России, Казахстане и Белоруссии. Общий объем продаж (GMV) вырос на 7,6%, до 42,7 млрд рублей, при этом почти треть из этой суммы приходится на онлайн — 13,1 млрд рублей, почти на 20% больше, чем годом ранее. На продукцию собственных торговых марок и прямой импорт пришлось 44,8% от всех продаж.
Рост онлайн-продаж связан с пандемией коронавируса, отмечает гендиректор «Детского мира» Мария Давыдова. Общая доля онлайн-торговли превысила 30%, и компания намерена и дальше развивать это направление, говорит она.
В то же время I квартал был отмечен «серьезными сложностями»: волатильностью на валютном рынке, ускорением инфляции, сбоями в системе поставок, ростом стоимости финансирования, уходом с российского рынка иностранных поставщиков. В совокупности с пандемией коронавируса и изменившимся потребительским поведением это привело к замедлению роста продаж, констатирует глава «Детского мира» (в IV квартале показатель GMV вырос на 8,5%. — Forbes). «Ввиду высокой макроэкономической неопределенности мы приняли решение временно приостановить нашу инвестиционную программу», — сказала Давыдова.
Аналитик УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова указывает на то, что сопоставимые продажи (LFL) «Детского мира» продолжают снижаться (этот показатель позволяет проанализировать динамику продаж в ретейле без учета открытия новых точек или закрытия старых. — Forbes). «Сопоставимые продажи продолжают снижаться: в I квартале LFL снизились на 2,1%, в IV квартале 2021 года снижение составило 2,3%. Такая динамика объясняется падением трафика. Если в IV квартале 2021 года падение трафика на 8,5% было связано с ограничениями, связанными с пандемией, то с начала года в дополнение к этим факторам выступило ухудшение макроэкономической ситуации, и трафик упал на 13,6%. Отрицательная динамика LFL связана еще и с тем, что рост среднего чека не способен нивелировать падение трафика. Таким образом, увеличение выручки связано в первую очередь с активным развитием розничной сети», — говорит Мельникова.
Х5 Group: время «Пятерочки» и дискаунтеров
В I квартале выручка Х5 Group (объединяет сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик», онлайн-сервисы «Перекресток Vprok» и 5Post, а также сервис экспресс-доставки) выросла до 603,06 млрд рублей. Это рост на 19% год к году, при этом 7,3% — это эффект от открытия новых магазинов.
Наибольшая доля в этой структуре принадлежит сети магазинов «у дома» «Пятерочка» — 483,4 млрд (+19,8% к I кварталу прошлого года). Чистая выручка «Перекрестка» выросла на 10,2%, до 91,3 млрд рублей. Выручка «Карусели» снизилась на 44,3%, до 5,4 млрд рублей, что связано с сокращением площадей и трансформацией формата.
Выручка сети «жестких дискаунтеров» «Чижик» выросла в 35 раз, до 4 млрд рублей. Проект был запущен в октябре 2020 года, за квартал открылось 89 новых магазинов (во всех сетях, входящих в X5, открылось 358 новых точек). Продажи в онлайн-сегменте увеличились на 79,9%, до 18,8 млрд рублей. При этом в I квартале Х5 закрыла 50 магазинов «у дома», 16 супермаркетов и пять гипермаркетов. В марте программы развития и реконструкций розничных магазинов были приостановлены, чтобы пересмотреть объем капитальных инвестиций на 2022 год, говорится в отчете.
Сейчас ретейлеры должны будут перенастраивать свои логистические цепочки и выбирать новых поставщиков оборудования, поэтому пауза в расширении сети — явление временное и вполне оправданна, говорит директор департамента анализа рынка акций «Атона» Виктор Дима. По его словам, также можно ожидать, что крупные игроки будут присматриваться к покупке уже существующих активов вместо открытия новых точек.
Как отреагировали акции
После публикации отчетов ретейлеров их акции на Московской бирже выросли в цене и были одними из лидеров торгов среди наиболее ликвидных бумаг. «Детский мир» в начале торгов рос почти на 5%, X5 — на 3,9%. Однако потом компании растеряли рост и перешли к снижению — на 18:00 мск X5 был в минусе на 3,45% к предыдущему закрытию, «Детский мир» — на 0,53%.
По словам инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, такая динамика связана не с операционными результатами компаний, а с падением рынка акций в целом. На фоне слов главы российского МИДа Сергея Лаврова о начале следующего этапа «специальной военной операции»* на Украине индекс Мосбиржи терял по ходу дня более 5%.
Инвестору
Ключевые риски как для Х5, так и для «Детского мира» связаны с давлением на доходы россиян и удорожанием финансирования, говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. Для «Детского мира» также добавляются перебои в логистике, которые могут затронуть зарубежные поставки. Кроме того, обе компании объявили о приостановке инвестпрограмм, а это может замедлить темпы расширения торговых сетей.
Несмотря на то что ретейл, особенно продуктовый, традиционно относится к защитным отраслям, которые не сильно страдают от волатильности в экономике, бумаги будут восстанавливаться вместе с рынком, без опережающей динамики, считает Пучкарев.
Аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова отмечает, что квартальный рост выручки может быть связан с открытием новых магазинов, при этом приостановка инвестиционных планов может негативно отразиться на росте выручки в среднесрочной перспективе. По словам аналитика, делать выводы об устойчивости ретейлеров нельзя по операционным результатам, нужно дождаться финансовой отчетности.
С этим согласен Виктор Дима из «Атона». Он отмечает, что Х5 может быть хорошей ставкой на рост сектора продовольственного ретейла. «Как видно из представленных операционных результатов, высокая инфляция выгодна для роста продаж компании. В то же время пока неизвестно, как кризис отразится на ее рентабельности», — говорит он.
Сергей Суверов из «Арикапитала» характеризует квартальную отчетность обоих ретейлеров как хорошую. Однако, по его мнению, высокие результаты могут быть разовыми, связанными с ажиотажным спросом после обвала рубля в феврале-марте. Могут добавиться логистические проблемы, особенно в случае с «Детским миром», у которого много импортных товаров.
«Ретейлеры на среднесрочную перспективу вряд ли хорошее приобретение. Они, с одной стороны, стабильнее других секторов, но с другой — у них набираются проблемы из-за логистики и снижения потребительского спроса», — говорит Суверов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.