Новая реальность на валютном рынке: как теперь формируется курс рубля
После начала «военной спецоперации»* России на Украине доллар, который с начала года оставался в пределах 75-77 рублей, резко подорожал — к 10 марта американская валюта на Мосбирже достигла исторического максимума 121,5 рубля за доллар. Однако затем валюта перешла к планомерному снижению: с 10 марта по итогам торговых дней рубль дешевел к доллару только дважды. В пятницу, 1 апреля, российская валюта укреплялась ниже 81 рубля — впервые с 23 февраля.
Новый курс
С начала «спецоперации» ЦБ ввел ряд ограничений, связанных с валютой. С 3 марта брокеры взимают комиссии за покупку валюты на бирже (сейчас она составляет 12% для физлиц и компаний). Нерезидентам продавать российские активы на фондовом рынке по-прежнему запрещено. Еще одна мера валютного контроля — обязательная для экспортеров продажа 80% валютной выручки.
Кроме того, был введен контроль за движением капитала — резиденты-физлица не могли переводить валюту на счета в иностранных банках (с 1 апреля лимит на перевод в месяц составляет $10 000), российские компании могут совершать валютные переводы на зарубежные счета только в объемах, не превышающих прошлогодние, а для компаний из тех стран, которые поддержали санкции в отношении России, вывод валюты из России с 1 апреля на полгода заблокирован. Действуют и ограничения на получение наличной валюты — в банках купить ее нельзя, снять можно только до $10 000, причем только если она поступила на счет до 9 марта. Такой же суммой ограничен вывоз наличных из страны.
Именно валютные ограничения, действующие в России, способствуют ослаблению курса доллара, говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Предложение со стороны экспортеров, продающих выручку, достаточно велико, а спрос на нее существенно упал из-за ограничений на движение капитала, сокращения импорта и падения спроса на наличную валюту, которую почти невозможно получить, объясняет он.
В результате на валютном рынке образовался большой долларовый и евровый навес, на который нет спроса, констатирует экономист банка «ЦентроКредит» Евгений Суворов. Состав торгующих игроков после 24 февраля сильно изменился — нерезиденты, на которых приходился значительный объем торгов в паре доллар-рубль, практически полностью ушли с рынка. Кроме того, с валютного рынка ушли банки, попавшие под санкции, добавляет он. В условиях масштабных валютных ограничений курс сегодня выглядит «искусственным», считает Суворов.
Рынок экспортеров
Сейчас вряд ли можно говорить о справедливом курсе, соглашается управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин, — есть внешние ограничения на движение капитала, есть ответные ограничение, которые направлены на контроль рынка капитала. В результате совершенно изменились принципы образования курса: фактор рынка капитала, который раньше значительно влиял на курс рубля, сошел на нет. «Инвестиционного спроса на валюту внутри страны больше нет — для населения ограничили покупку наличной валюты, а на бирже установили заградительные комиссии. Нерезиденты не могут продать свои активы. ЦБ, с другой стороны, не может использовать свои резервы. Все это говорит о том, что рынок капитала практически не влияет сейчас на курс рубля», — объясняет Сусин. Вместо этого курс определяется экспортно-импортными операциями и притоком валютной выручки, резюмирует экономист.
В результате объем торгов в паре доллар-рубль снизился с 300-400 млрд рублей в 3-4 раза. Объем валютных торгов коррелирует с объемом экспорта-импорта, так как комиссия при покупке отсекает спекулятивный и инвестиционный спрос, добавляет Сусин.
Значительный объем торгов на валютном рынке раньше проводили спекулятивные игроки, говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. Сейчас спекулянты торгуют в ограниченном количестве, а основные игроки — это экспортеры. Он отмечает, что значительный спрос сейчас приходится на игроков, которым необходимо погасить долги в валюте. «Санкции и контрсанкции создали такие условия, когда пролонгировать долг часто невозможно из-за того, что российские и зарубежные компании практически не могут взаимодействовать друг с другом без риска попасть под новые ограничения. Это большая проблема, и это создает определенный спрос на иностранную валюту с целью капитальных операций», — говорит Надоршин.
Экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец отмечает, что обязательство экспортеров продавать 80% валютной выручки создало сезонность на рынке, которая теперь будет отражаться в курсе доллара. «У нас есть экспорт, который обладает определенной сезонностью, и все плюсы этого мы видим сейчас, в конце месяца, потому что даже без условий конвертации российские экспортеры платят большие налоги в конце месяца. И этот объем сопоставим с той конверсией, которая сейчас обязательна. Потому что налогообложение на российских экспортеров составляет больше 60% от выручки, этот дождь проливается на рынок в конце месяца», — говорит Донец.
Два рынка
В конце февраля-начале марта курс рубля на международных торгах и на Мосбирже сильно отличался. Если на форексе стоимость доллара поднималась выше 150 рублей, то на Мосбирже не превышала 121 рубля.
В тот момент произошел разрыв рынков, нерезиденты на международном рынке стремились продавать рубли и тем самым толкали курс вниз, говорит Егор Сусин. При этом на внутреннем рынке ЦБ ограничил операции по выводу валюты за рубеж. «Рынки оказались разорваны, поставок ликвидности на международный рынок не было, и рубль оказался там в свободном падении», — объясняет Сусин. Впоследствии рубль на внутреннем рынке начал укрепляться, к этому моменту у многих игроков на международном рынке, вероятно, были открыты короткие позиции на пару доллар/рубль. В результате ставки по привлечению рублей на международном рынке достигали 500% годовых — возник дефицит рублей, и участники рынка не могли поддержать свои короткие позиции, говорит Сусин. Так курс рубля на международном рынке тоже пошел вниз и оказался на одном уровне с курсом на Московской бирже (на вечер 1 апреля оба были выше 83 рублей). В будущем спред может вновь увеличиться, предупреждает экономист.
Рубль и новости
В новой экономической реальности на курс валюты практически утратила влияние новостная повестка, говорит Софья Донец. Она также отмечает, что если раньше на курсе отражались решения о пересмотре ставок — как внешних, так и внутренних, — то теперь этого нет. «Мы видим, что все ограничения последнего времени делают любые операции с валютой очень рискованными. Этот рынок закрыт, и к нему так и надо относиться. Покупка валюты не является более инвестиционным решением из-за больших спредов, высокой волатильности, низкой предсказуемости и фундаментально негативных перспектив рубля», — добавляет экономист.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.