Дефолт на паузе: пора ли присмотреться к российским евробондам
Что случилось
В четверг, 17 марта, Минфин России сообщил, что выплатил в иностранной валюте купонный доход по суверенным еврооблигациям с погашением в 2023-м и 2043 годах. Ведомство проинформировало, что платежное поручение на $117,2 млн исполнено иностранным банком-корреспондентом. При этом информация по результатам зачисления средств платежному агенту (лондонскому подразделению Citibank) будет раскрыта дополнительно. Днем ранее Минфин США подчеркнул, что выданная его санкционным подразделением OFAC в начале марта лицензия позволяет России обслуживать свой долг в иностранной валюте как минимум до 25 мая, несмотря на заморозку резервов ЦБ в рамках санкций.
Возможная неспособность России расплатиться с иностранными кредиторами по облигациям в валюте долга (в данном случае, долларах) создавала риски дефолта. Технический дефолт наступает при невыплате долга к 16 марта, если деньги не поступили держателям долга в течение 30 дней после этой даты, технический дефолт становится реальным. Как отмечает агентство Bloomberg, европейские держатели бондов денег пока не получили.
Что это значит
На этих новостях сильно подешевевшие в последнее время российские евробонды растут в цене. По словам портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал» Дмитрия Дорофеева, сообщение Минфина о выплате купонного дохода стало катализатором дальнейшего роста цен на российские еврооблигации.
Старший аналитик по облигациям «Атона» Артем Привалов уточнил Forbes, что пока рано говорить, что инвесторы получили выплаты, о которых заявил Минфин, подтверждая намерение исполнять обязательства. «Существует еще много уровней комплаенса на стороне иностранных контрагентов, через которые деньги должны пройти. Плюс пока нет понимания того, как будут осуществляться платежи после 25 мая, когда заканчивается лицензия OFAC», — говорит Привалов.
Он добавил, что корпоративные эмитенты также выплачивают купоны по своим еврооблигациям. В частности, «Газпром», «Роснефть» и «Норникель» уже произвели «первые погашения тела долга». «То есть на данный момент эмитенты намерены выплачивать свои обязательства в полном объеме (исключением являются только эмитенты конвертируемых облигаций — «Яндекс», «Озон», VK). На наш взгляд, компании с сильным кредитным профилем могут и дальше платить по облигациям. С суверенными обязательствами все несколько сложнее из-за намерений российского правительства обслуживать внешний долг из замороженных резервов», — говорит Привалов.
В предыдущие дни в ходе распродаж стоимость российских еврооблигаций составляла 25-30% от номинала, и это вызвало высокий интерес инвесторов к этим бумагам, говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. Невысокая стоимость бумаг обеспечивает хорошую доходность. «Доходность среднесрочных облигаций «Газпрома» превышает 30% годовых в долларах США, доходность выпуска Gazprom 30 (с погашением в 2030 году) сильно снизилась за последние дни и сейчас составляет порядка 20-25% на внешнем рынке. Суверенные евробонды растут наиболее динамично, и сейчас цены по многим выпускам превышают 40 п. п. от номинала, Russia 28 с доходностью порядка 35%, но ликвидность оставляет желать лучшего», — говорит Дмитрий Дорофеев из УК «Альфа-Капитал».
Зачем мне это знать
Детали
Покупка российского долга в нынешних условиях технически сложна и может быть рискованной, сходятся во мнении все опрошенные Forbes эксперты. Несмотря на невысокую цену облигаций и их высокую доходность для российского инвестора, купить эти бумаги в нынешних условиях чрезвычайно сложно из-за того, что не проходят операции между депозитариями НРД и Euroclear, говорит заместитель руководителя департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиций» Андрей Опарин. «Главный вопрос — как это купить? Из российских брокеров такой возможности сейчас никто не предоставляет, потому что заблокирован мост между Euroclear и НРД, и по факту получается, что инвесторы ничего не могут сделать. А то, что торгуется на Мосбирже, недоступно, пока Мосбиржа закрыта», — объясняет Опарин. Внебиржевая покупка облигаций затруднительна по той же причине: непонятно, получится ли перевести бумагу из одного депозитария в другой. Возникает так называемый settlement risk (расчетный риск — риск, связанный с неисполнением или задержкой трансакции в системе исполнения сделок. — Forbes), из-за которого российские облигации торгуются с большими дисконтами, добавляет Опарин.
В целом рынок российских евробондов разделился на две части: внутреннюю и внешнюю, говорит Дмитрий Дорофеев из УК «Альфа-Капитал». Это значит, что инвесторы в России могут покупать бумаги, которые находятся на обслуживании в российском депозитарии НРД. «Поэтому на локальном рынке доминируют покупатели, цены выше, чем на внешнем рынке, но сделок проходит крайне мало из-за ограниченного предложения бумаг. На внешнем рынке цены ниже, так как многие международные инвесторы вынуждены продавать российские еврооблигации из-за падения их рейтингов и исключения их из бенчмарков», — говорит Дорофеев.
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов указывает на то, что по ряду еврооблигаций есть большой разрыв между ценой покупки и продажи. «Ценообразование нарушено, и спреды от 20% до 70% по ряду бумаг. Поэтому по нижней границе можно пройти, но по верхней границе это уже достаточно рискованно», — говорит Суверов.
Инвестору
Покупка облигаций для инвесторов, у которых нет юридических ограничений на такие сделки, может быть выгодной в сложившейся ситуации, считает Артем Привалов из «Атона». При этом более перспективными для инвестирования выглядят корпоративные бонды, а не суверенный госдолг России. «Если по суверенному долгу пока еще есть вопросы, то по корпоративным облигациям, на наш взгляд, риска меньше. Такие инвестиции интересны и потому, что весь мир, особенно Запад, избавляется от всего, где есть упоминание России. Обычно в случае таких распродаж возникают временные рыночные дислокации, на которых можно хорошо заработать», — говорит Привалов.
Сергей Суверов из УК «Арикапитал» считает, что инвестирование в российские евробонды подойдет для рискованных игроков. Им он рекомендует обратить внимание на долговые бумаги экспортеров, которые наименее подвержены санкциям.
Андрей Опарин из «Тинькофф Инвестиций» добавляет, что если бы была возможность покупать еврооблигации, то инвесторам можно было бы предложить целый список интересных бумаг. «Был бы целый список бумаг по той цене, которую пишет Bloomberg и другие источники. Но непонятно, насколько эта цена отражает действительность, потому что ликвидность практически отсутствует», — говорит эксперт.