Что случилось
ЦБ временно запретил российским брокерам продавать ценные бумаги по поручению нерезидентов. Торговать валютой и на срочном рынке иностранным инвесторам не запрещается. В письме брокерам Банк России указал, что нельзя удовлетворять заявки на продажу от иностранных участников российского фондового рынка, поданные с 7:00 в понедельник, 28 февраля.
Что это значит
Меры ЦБ останавливают так называемую fire sale («пожарную распродажу», когда активы продаются по очень низким ценам), которая была на прошлой неделе из-за выхода нерезидентов из российских активов, говорит глава дирекции по работе с акциями УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин. В понедельник, 28 февраля, иностранные игроки могли продолжить панически продавать активы по любым ценам, сразу конвертируя рубли в доллары, что еще сильнее бы давило на валютный курс и вполне могло перебросить стоимость доллара за 150 рублей, предполагает он. Это мера «вынужденная, но логичная, мы видим ее впервые, как и многое другое в российской экономике», отмечает он.
По оценке «Ренессанс Капитала», приостановка операций только с нерезидентами может предотвратить возможный отток капитала на сумму $50 млрд в ближайшие недели. Заморозка таких транзакций может оставаться в силе надолго, считает экономист «Ренессанс Капитала» Софья Донец. Центробанк применяет меры по избавлению от лишней волатильности на валютном рынке, и с этой точки зрения они логичны, говорит исполнительный директор FinEx ETF Владимир Крейндель. Россия проходила подобный запрет на продажу облигаций в 1998 году, и в целом запрет стал одной из мер, которая помогла стабилизировать ситуацию, добавил он.
Кто пострадает от этих мер
Действующий запрет практически не оставляет шансов нерезидентам выйти из маржинальной торговли, и они могут либо зафиксировать гигантские убытки, либо довносить средства практически без гарантии их возвращения, сказал Forbes собеседник в одном из крупных российских брокеров. Также пострадали брокеры, которые создавали структурные продукты через иностранное юридическое лицо, указывает он.
По итогам 2021 года доля иностранных инвесторов в обороте торгов акциями, по данным Мосбиржи, составила 48%, в деривативах (фьючерсах и опционах) — также 48%, в инструментах с фиксированной доходностью — 13%. По мнению Харина, теперь нерезидентов в российских акциях осталась примерно половина — на прошлой неделе ушли хедж-фонды и так называемые «туристические деньги», которые постоянно спекулятивно уходят и приходят на рынок, но остались крупные институциональные фонды, которые, наоборот, незначительно сокращали свои вложения.
Что будет с дивидендами
В 2022 году совокупные дивиденды российского рынка могут вырасти на 62% год к году и достичь 5,8 трлн рублей против 3,6 трлн рублей в 2021 году, подсчитали в БКС. Следует ли ждать блокирующих мер от Центробанка в сторону выплаты дивидендов нерезидентам? ЦБ не может напрямую повлиять на дивиденды, так что пока мы не ожидаем сюрпризов, говорит Харин. Глава комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев озвучил намерение ограничить выплату дивидендов нерезидентам, но в данный момент это возможно только на законодательном уровне.
В этом контексте кажется вполне возможным делистинг российских компаний на иностранных биржах, потому что обслуживать и платить дивиденды по российским распискам Россия вряд ли сможет или просто не захочет, считает Орлов. Высока вероятность сценария, в котором дивиденды будут зачисляться номинальному юридическому держателю в России, но перевести он их не сможет, и они вместе с акциями будут висеть в абстрактном пространстве, из которого их можно всегда национализировать.
Вечером в понедельник агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник сообщило, что ЦБ ввел запрет не только на продажи ценных бумаг нерезидентами, но и на выплаты по бумагам российских эмитентов в адрес иностранных инвесторов. Соотвествующее предписание, по данным агентства, регулятор разослал профессиональным участникам рынка в понедельник. Предписание будет действовать полгода, если регулятор не отменит его раньше.
Инвестиционная привлекательность сейчас — не очень уместный концепт, потому что с точки зрения ЦБ важнее сохранение стабильности рубля, однако российский рынок предлагает инвестору большую премию за риск, и с точки зрения текущих уровней и потенциальных доходностей до сих пор привлекателен, говорит Крейндель.
О западных инвестициях в этом году можно забыть, как и об IPO, считает Харин. Китай и БРИКС теоретически могут восполнить уход западных инвесторов, но юань не является свободно конвертируемой валютой, также у Китая есть ограничения на капитал внутри страны, так что такой сценарий возможен только с изменением китайского законодательства, на которое потребуется время, сказал Харин.