«Эффект января» не сработал: почему рынки начали год с падения и когда вернется рост
Один из хорошо известных на фондовом рынке сезонных паттернов — так называемый эффект января. Первый месяц года традиционно считается одним из лучших для открытия торговых позиций: инвесторы продают убыточные бумаги в конце декабря, выплачивают налоги и готовы потратить годовые бонусы на новые покупки.
Однозначно назвать «эффект января» закономерностью нельзя — он работает далеко не в 100% случаев. Однако статистика подтверждает, что в январе доходность фондового рынка действительно одна из лучших. Как подсчитал SberCIB, медианная доходность индекса широкого рынка США S&P 500 в январе с 1958 по 2020 год составила 1,7% — выше только в ноябре этих лет. За этот же период январь, наряду с апрелем, 11 раз становился месяцем с лучшей доходностью в году. Кроме того, в 71% случаев за последние 62 года если в январе рынок рос, то и весь год он заканчивал в «зеленой зоне».
Однако в этом году «эффект января» не сработал. По итогам месяца индекс S&P 500 снизился на 7%, Nasdaq Composite — почти на 12%, Dow Jones Industrial Average — на 4,4%. Особенно пострадал технологический сектор — именно акции IT-компаний росли быстрее всех в пандемию на фоне коронавирусных ограничений и мягкой политики ФРС США.
В чем причина редкого в начале года обвала и какие выводы могут сделать инвесторы?
Вмешалась ФРС
Нервозность у инвесторов вызвала заметно ужесточившаяся риторика ФРС. В 2021 году рынок существенно вырос во многом благодаря тому, что американский регулятор удерживал ставку на околонулевом уровне и проводил политику «количественного смягчения», выкупая ипотечные и казначейские облигации на $120 млрд и насыщая рынок ликвидностью. По итогам года индекс S&P 500 вырос на 26,9%. В 2022 году, как писали аналитики BCS Global Markets, вероятно, настало время платить по счетам.
Еще в конце прошлого года ФРС начала сворачивать программу «количественного смягчения», сокращая покупки облигаций сначала на $15 млрд, а потом на $30 млрд в месяц — таким образом, программа полностью завершится к марту. Тогда же, как дал понять по итогам январского заседания глава ФРС Джером Пауэлл, следует ждать и первого с 2018 года повышения базовой ставки с 0-0,25%. При этом в выступлении Пауэлла рынок увидел возможность повышения ставки не только чаще, чем четыре раза за год, но и с шагом выше стандартных 0,25 п. п. На жесткие действия ФРС вынуждает инфляция — по итогам декабря она составила рекордные с 1982 года 7%. Более жесткая риторика регулятора стала сюрпризом, говорит управляющий директор по инвестициям УК ПСБ Андрей Русецкий.
В январе инвесторы испугались, что ФРС может повышать ставку быстрее запланированного, считает управляющий директор «Ренессанс Капитала» Максим Орловский. Рынки с 2008 года жили в условиях сверхмягкой денежно-кредитной политики, и за это время в экономике появилось много «лишних» денег, и все забыли, каково жить с инфляцией, отмечает он. Теперь же рынки ожидают удорожания денег: сначала ФРС перестанет покупать облигации на рынке, затем начнет повышать ставки — крупные инвестбанки закладывают пять повышений ставок в этом году, перечисляет он. Следующим «ударом» ФРС по рынку станет сокращение баланса: американский Центробанк начнет продавать бумаги, которые купил во время пандемии. ФРС старается поддержать рынок сделками РЕПО — регулятор предоставляет кредиты с лимитом $500 млрд под залог американских гособлигаций и ипотечных бондов под 0,25% годовых. При ужесточении денежно-кредитной политики эффект от сделок РЕПО может быть нивелирован, полагает Орловский.
ФРС
Противостояние России с НАТО также не вселяет инвесторам оптимизма, продолжает эксперт. «Геополитика влияет и на американский рынок, в том числе через высокие цены на нефть, — инвесторы начинают гадать, кто в случае начала боевых действий больше всего потеряет. Это важный фактор как минимум для энергетического сектора», — говорит финансист. К тому же если западные страны решатся на жесткие санкции в отношении России, то негативное влияние испытают рынки и США, и стран Евросоюза.
2022 год будет во многом похож на 2018-й, полагает партнер Leon Family Office Андрей Иванов. После победы Трампа инвесторы ждали снижения налогов, и в конце 2017 года рынок был сильно перекуплен. А в январе 2018 года появилось ожидание, что ФРС начнет выводить деньги из экономики и повышать ставки. Кроме того, тогда начиналось торговое противостояние США и Китая. Все это привело к тому, что перегретый в конце предыдущего года рынок начал корректироваться в самом начале 2018-го и по итогам января сильно упал. В этом году ожидается похожая динамика. «Скорее всего, весь год будут происходить существенные коррекции, потому что фондам придется распродавать все виды активов. И эти коррекции будут и в акциях, и в облигациях, так что убежать в защитные активы не получится», — отмечает Иванов.
Какие факторы могут «развернуть» рынок
В конце прошлой недели американские индексы впервые за последние дни начали расти: в пятницу, 28 января, индекс S&P 500 по итогам основной сессии вырос на 2,4%, до 4 431,85 пункта, индекс Nasdaq Composite — на 3,13%, Dow Jones Industrial Average — на 1,7%.
Есть надежда, что пятничный рост — начало краткосрочного ралли на рынке, говорит директор инвестиционного блока «Системы Капитал» Константин Асатуров. Он указывает, что накануне ФРС слегка сдвинула ожидания инвесторов по повышению ставки и дала сигнал о том, что ужесточение политики будет проходить с оглядкой на рынок труда. Вероятно, инвесторы восприняли это как сигнал, что период повышения ставок будет более коротким, но и довольно резким, говорит Асатуров. Кроме того, статистика по «омикрону» в некоторых штатах показала снижение заболеваемости, что тоже было воспринято инвесторами позитивно, добавил он. «Однако до повышения ставки еще много времени, и до тех пор рынок, вероятно, переживет несколько движений вверх и вниз, американские горки, скорее всего, продолжатся», — отметил финансист.
Рынок развернула положительная отчетность Apple, написал в своем Telegram-канале президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган. Самая дорогая компания мира отчиталась о рекордных квартальной выручке ($123,95 млрд) и чистой прибыли ($34,63 млрд), которые превзошли прогнозы аналитиков. Сезон отчетности может краткосрочно развернуть рынок, допускает Русецкий из УК ПСБ. Участники рынка будут обращать больше внимания не на результаты за прошлый квартал, а на прогнозы компаний на этот год, считает Асатуров. Есть большие опасения, что прогнозы на 2022 будут не такими же сильными, как в 2021 году, что может расстроить инвесторов, добавил он.
Окончательно переломить ситуацию на рынке может изменение риторики ФРС, говорит Иванов. Возможно, инфляция ко II кварталу начнет замедляться, тогда у американского регулятора появится больше пространства для маневра и он смягчит риторику. Вероятно, в таком случае ставку не придется повышать четыре-пять раз, и к концу II квартала на рынки вернется позитив. Определенно позитивным сигналом для рынка в сложившейся ситуации можно считать и заявление одного из членов совета управляющих ФРС, главы Федерального резервного банка Миннеаполиса Нила Кашкари, который в конце прошлой недели допустил, что регулятор сделает паузу после вероятного повышения ставки в марте, указывает управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин.