
Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету

Женщины-предпринимательницы по итогам прошлого года даже немного обогнали мужчин по количеству поданных заявок на покупку франшиз — на них пришлось 50,5% обращений, подсчитал каталог франшиз Businessmens.ru. Исследование каталога Franshiza.ru, основанное на анализе заявок, поисковых запросов и анкетировании участников рынка, подтверждает тренд на повышение активности женщин-франчайзи, рассказала Forbes руководитель ресурса Анна Рождественская. По данным Franshiza.ru, до гендерного паритета осталось совсем немного: доля женщин среди «соискателей» франшизы за прошлый год увеличилась с 46% до 48%. А ведь еще лет пять назад 80% покупателей франшиз были мужчинами.
«Стоит отметить рост доли молодых женщин среди общего количества франчайзи. Выпускницы вузов зачастую не готовы идти в наем и ищут возможности для запуска собственного бизнеса», — добавляет Рождественская.
При этом, по ее словам, предпринимательницы по-прежнему предпочитают идти в бизнесы, где женщин традиционно больше, чем мужчин, — связанные с образованием, детскими товарами и услугами, а также медициной. В социальном бизнесе женщин-франчайзи большинство — около 70%.
Сеть «Полиглотики» в этом году уже заключила контракты с четырьмя женщинами-партнерами и одним мужчиной, в 2024 году мужчин-партнеров было не более 10–15% от общего числа франчайзи, и обычно они начинали совместный бизнес с супругами, рассказала Елена Иванова, основатель и руководитель сети.
А у «Пятерочки», напротив, более 90% франчайзи традиционно составляют мужчины. «Мы пока не видим роста доли женщин среди наших партнеров», — сообщил Forbes представитель X5 Group, которой принадлежат сети.
Женщины чаще, чем мужчины, выбирают ту сферу деятельности, которая им близка и вызывает приятные эмоции, объясняет Рождественская. Мужчины, напротив, ориентируются в первую очередь на востребованность ниши и финансовую составляющую проекта.
Главное отличие между женским и мужским подходом к старту бизнеса — мотивация, соглашается Иванова. По ее наблюдениям, женщины часто задумываются о своем деле, потому что хотят создать что-то полезное для общества, в то время как мужчины больше ориентированы на финансовую составляющую. А по данным исследования Промсвязьбанка и «Опоры России», самыми главными стимулами начать свое дело для женщин становятся нежелание работать на других (об этом заявили 52% респондентов) и потребность в самореализации (это важно для 46%), потом идут желание финансово обеспечить семью и добиться финансовой независимости, а также совместить работу с заботой о близких (примерно по 30% ответов).
В целом, как показало исследование Промсвязьбанка и «Опоры России», 51% российских женщин-предпринимателей работают в сфере услуг.
«Такая специфика женского предпринимательства может быть обусловлена достаточным опытом работы в этих сферах, наличием хороших навыков общения с людьми и пониманием потребительских предпочтений. Подавляющая часть опрошенных женщин-предпринимателей имеет микробизнес (90%), а каждая десятая — малый бизнес. При этом 47% участниц опроса занимаются предпринимательством более 10 лет, 34% — 5–10 лет», — отметили авторы исследования.
Женщины опережают мужчин и в такой области, как ведение онлайн-бизнеса, утверждают аналитики T-Банка. По данным их исследования, в этой сфере женщин-предпринимательниц сейчас 53%.
Если сравнивать в целом предпринимательскую активность мужчин и женщин, то в 2024 году мужчины зарегистрировали 497 000 ИП, а женщины — 481 000, сообщил «Контур. Фокус». В 2023 году, когда в России наблюдался бум регистраций новых ИП, перевес был на стороне женщин: на них пришлось 498 000 ИП из общего числа вновь созданных (980 000). В целом на начало 2025 года в России насчитывалось 4,5 млн ИП — на 23,07% больше, чем в 2022 году.
«Гендерное разделение бизнеса плавно идет к равномерному соотношению сторон. Мы видим, что количество женщин и мужчин, оформленных как ИП, примерно одинаково», — комментирует эксперт «Контур. Фокуса» Антон Яковлев. И женщины в последние годы активно осваивают новые формы и сферы коммерческой деятельности, добавляет он.