Число покупок в общепите в России за год выросло на 7%

В 2024 году количество транзакций в заведениях общепита в целом по России увеличилось по сравнению с 2023 годом на 7%, а медианный чек — на 9% до 989 рублей, следует из отчета аналитического ресурса «Чек индекс» от оператора фискальных данных «Платформа ОФД» (есть в распоряжении Forbes).
В Москве число чеков в общепите за год выросло на 5%, тогда как размер медианного чека увеличился на 10% до 1341 рубля, следует из данных «Чек индекса». При этом в столице наиболее заметно — на 8% — увеличилось число покупок в точках фастфуда. Медианный чек в них, с учетом точек стритфуда без посадочных мест, в 2024 году достиг 488 рублей, что на 9% превышает показатель 2023-го. В кафе и столовых медианный чек увеличился на 11% до 798 рублей, а число покупок — на 5%. Посещение московских ресторанов и баров в прошлом году обходилось клиентам в 2510 рублей — на 12% дороже, чем в 2023 году, но покупок стало всего на 2% больше.
В регионах же в лидерах по динамике оказались рестораны и бары. Медианный чек в них, по данным «Чек индекса», увеличился в прошлом году на те же 12%, до 1803 рублей, но количество покупок подросло по сравнению с 2023-м на 10%.
Рынок общественного питания растет благодаря развитию внутреннего туризма, повышению реальных доходов населения и увеличению деловой активности, а в Москве проще открыть и масштабировать под туриста торговую точку фастфуда, чем ресторан, объясняют аналитики «Чек индекса». Кроме того, по их мнению, в Москве не хватает подходящих помещений для открытия ресторанов. По оценке NF Group, из-за дефицита помещений в 2004 году в центре столицы открылось на четверть меньше предприятий общепита, чем в 2023 году.
По данным Avito, масштабировать бизнес в сфере общепита в 2024 году в целом стало проще: количество предложений о продаже таких франшиз выросло на 97% по сравнению с предыдущим годом, а потенциальные покупатели искали их на 9% чаще. Франшизы питания сейчас занимают второе место по популярности после торговых — их ищет каждый шестой желающий купить франшизу на Avito, указывают эксперты ресурса. По их мнению, высокий спрос объясняется большим выбором концепций фастфуда с низкой стоимостью входа — например, франшиз шаурмичных, пекарен или кофе-пойнтов без посадочных мест, которые можно запустить буквально за пару недель, вложив несколько сотен тысяч рублей.