Сеть поликлиник «Будь здоров» запустила франшизу

Сеть клиник «Будь здоров», входящая в группу «Ингосстрах», начала проект по развитию франчайзинговой сети. Первый ее франчайзи — ООО «Клиника здоровья» — 4 февраля открыл многопрофильную поликлинику около станции метро «Тульская» в Москве. За два года сеть планирует открыть не менее 10 франчайзинговых клиник в Москве и регионах, рассказал Forbes операционный директор «Будь здоров» Виталий Баранов.
Франчайзи открыл клинику в помещении площадью 1200 кв.м, где 45 врачей по 20 направлениям готовятся принимать порядка 300 пациентов в сутки, сообщили представители клиники на церемонии открытия.
С 2020 года у «Клиники здоровья» работала поликлиника по франшизе крупнейшего игрока в сегменте частной медицины — группы «Медси», входящей в АФК «Система». Договор с «Медси» истек, и компания перешла под франшизу «Будь здоров», посчитав условия сотрудничества привлекательными, объяснила главврач клиники Анна Костикова. Так как поликлиника открылась на базе действующего медицинского учреждения, объем инвестиций в проект был относительно небольшим — около 6 млн рублей, в основном в ребрендинг и ремонт, добавила она.
Четыре года назад «Клиника здоровья» оценивала свои инвестиции в создание поликлиники на Тульской с нуля в 70 млн рублей. Сейчас это минимальная сумма вложений в новую клинику площадью 500 кв. м с 10 медицинскими кабинетами, сообщил Баранов. Стартовые инвестиции в создание клиники площадью 1000–1200 кв. м, по его оценке, начинаются от 100–120 млн рублей. Паушальный взнос при приобретении франшизы «Будь здоров» — 1,5 млн рублей, роялти — от 5% в зависимости от потока пациентов и города открытия, добавил он.
Основанная в 2005 году сеть «Будь здоров» насчитывает 11 клиник в семи городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Краснодар, Сочи и Каменск-Уральский), а также два пункта приема анализов в Москве. Общая площадь медучреждений, по данным компании — более 30 000 кв. м. Выручка компании в 2023 году, по данным СПАРК — 4,5 млрд рублей.
Компания гибко подходит к выбору партнеров, готова рассматривать переход в свою сеть действующих медицинских учреждений, их открытие в помещениях разного формата, начиная от 500 кв. м, а также настраивать свои системы автоматизации бизнеса с учетом интересов партнеров, поддерживая франчайзи на всех этапах — от подбора помещения и финансового моделирования до обучения персонала и доступа к централизованным закупкам оборудования и расходных материалов, рассказывает Баранов.
Преимущество для партнеров в том, что они включаются в единую систему сети, подключаются к общему колл-центру и получают доступ ко всей базе пациентов «Будь здоров» — это дает возможность принимать пациентов из других клиник и при необходимости направлять их в стационары сети, добавляет гендиректор «Будь здоров» Родион Ступин. Франчайзи будут участвовать в обслуживании пациентов по ДМС, причем не только «Ингосстраха», так как «Будь здоров» работает практически со всеми страховыми компаниями, подчеркивает он. И отмечает, что пациентам это дает возможность пользоваться услугами любого учреждения сети и везде получать медицинскую помощь согласно стандартам качества и безопасности «Будь здоров».
По словам Ступина, уже идут переговоры с другими потенциальными франчайзи. Франчайзинг, исходя из запросов рынка и макроэкономической ситуации, станет одним из важных направлений развития сети на ближайшие годы, наряду с открытием собственных клиник и цифровизацией медицины, говорит он: «Со стороны инвесторов мы видим снижение интереса к франшизе лабораторных пунктов и рост к формату франшизы многопрофильных клиник. Инвесторы заинтересованы в использовании опыта сложившихся сетей и команд».
В целом же в своих планах «Будь здоров» ориентируется не столько на количество новых открытий, сколько на задачу войти в топ-10 крупнейших частных медицинских компаний страны, отмечает гендиректор сети. Сейчас на первой позиции «Медси», у которой около 152 клиник, в том числе 70 — в Москве.
Рынок платной медицины растет за счет того, что бизнес в условиях дефицита кадров увеличивает инвестиции в ДМС и другие программы благополучия сотрудников, говорит Ступин. Но уникальность этого рынка — в его раздробленности, продолжает он: при общем объеме рынка в 1,4 трлн рублей выручка самого крупного игрока — «Медси» — составляет 50 млрд рублей, а общая выручка топ-200 лидеров — на уровне 350 млрд рублей. «Очевидно, что рынок будет консолидироваться крупнейшими игроками, и мы хотим участвовать в сделках слияний и поглощений, стремясь создать сеть клиник от Калининграда до Владивостока», — признает он.
Рынок платных медицинских услуг продолжит расти во всем мире, что обусловлено пандемией и ее последствиями, а также старением населения и загруженностью государственной системы здравоохранения. Так, в России, по данным агентства BusinesStat, с 2020 по 2024 годы оборот частной медицины в городах с населением от 100 000 человек увеличился на 90%, до 822 млрд рублей, напоминает основатель инвестплатформы Frontiers, эксперт по масштабированию бизнеса Мария Кузнецова. Но вхождение в этот бизнес требует очень больших ресурсов и ответственности, а франшиза позволяет избежать многих рисков и делает его доступным даже для инвесторов без медицинского образования и опыта в этой сфере, объясняет она.