«Рынок франчайзинга будет живой»: франчайзеры надеются на рост в 2025 году
По данным «Роспатента», в 2024 году заключено на 20% больше договоров коммерческой концессии, по которым оформляется покупка франшизы, чем в 2023 году. Каталоги франшиз тоже говорят о росте, например, Businessmens.ru собрал за прошедший год на 37% больше заявок на франшизы, чем годом ранее, сообщил Forbes представитель ресурса. Но не для всех участников этого рынка год прошел легко.
Что мешало планам франчайзеров
Непредсказуемость — отличительная черта российского бизнеса, и 2024 год был очень неоднородным, говорит управляющий партнер суши-баров «Суши Wok» Константин Сагалов. I квартал оказался для компании исключительно удачным, в обычно слабом для ресторанного рынка апреле был установлен внезапный рекорд по выручке, а летом началось традиционное затишье. «А дальше — как в тумане, — продолжает он, — нарастающий снежным комом дефицит линейного персонала, непрогнозируемые скачки цен на сырье, попытка удержаться в среднедоступном сегменте», — говорит Сагалов. Вторая половина года — это испытание, которое пришлось преодолеть всей сети; только в ноябре-декабре ситуация с персоналом стала стабилизироваться, а выручка начала возвращаться к целевым показателям, продолжает он.
Сеть автотехцентров FitService в этом году хотя и достигла поставленных целей по выручке, но недовыполнила план по открытию новых франчайзинговых точек примерно на 30% из-за подорожания кредитов, рассказала Forbes ее директор Татьяна Овчинникова.
«На рынке больше растет спрос на франшизы с чеком в 500 000 рублей, а не на средний сегмент, как у нас — с инвестициями от 5 млн рублей. Мы понимаем, что когда деньги становятся дорогими, предприниматели стараются находить более выгодные способы их применения», — объясняет она. Рентабельность автосервиса — около 20%, а депозит в банке сейчас обеспечит даже более высокую доходность, и без каких-либо хлопот. Чтобы привлечь больше партнеров, FitService оптимизировал все процессы и сократил срок запуска франшизы в два раза, до 1-1,5 месяцев, а срок окупаемости — до 1,5-2 лет. С этим предложением, в котором деньги начинают раньше приносить отдачу, компания уверенно заходит в 2025 год, говорит Овчинникова.
Сети школ рисования Grafika и дизайна ArtTech в 2024 году впервые не выросли кратно и не смогли выполнить план выручки в 1,5 млрд рублей, оставшись, как и в 2023-м, на уровне около 1 млрд рублей, рассказал их основатель Андрей Ломтев. Очевидно, что рынок меняется и требует новых решений, признает он: партнеру уже недостаточно тех ноу-хау и рекомендаций, что франшиза передает ему в пакете — ему нужна непрерывная поддержка, сообщество, в котором он мог бы общаться и развиваться. Созданием этого и занималась компания, продолжает Ломтев. Кроме того, она уделяла больше времени разработке программного обеспечения для учеников и в целом применению IT-технологий в работе школ. «Надеемся, все это позволит выйти в 2025 году на новый уровень в развитии», — говорит предприниматель.
Для футбольных школ «Зенит-Чемпионика» 2024 год стал годом стабильного роста, компания преодолела отметку в 310 действующих франшиз, но к концу года спрос на партнерство замедлился, признает гендиректор сети Андрей Кравченко. Он надеется, что это временное явление, и в 2025 году рост продолжится по всем показателям: увеличится число партнеров, детей в школах, выручка управляющей компании и франчайзи. Но в любом случае «Зенит-Чемпионика» рассчитывает выйти в новые ниши, запустив другие спортивные направления в сотрудничестве с известными брендами.
Год был тяжелым, как и у всех, признает проблемы на рынке основатель сети Smoking Shop Евгений Романов. Но любой кризис рождает возможности, продолжает он: в поисках точек для роста компания вышла по франшизе в страны СНГ, запустила франшизу ателье мужской обуви «Край» и маркетинговое агентство по упаковке франшиз «Космодром», продолжает он.
Отчего все ждут роста
Хороший признак в том, что на рынке стало появляться больше качественных франшиз и доверие к ним растет, говорит сооснователь Deus Group (франшизы лаунж-баров HookahPlace, ресторанов RockStar dogs и магазинов Hookah Market) Антон Гайворонский.
Сеть лаунж-баров HookahPlace выросла на 51 франшизу, два лаунж-бара сети появились в Дубае и один — в Абу-Даби, а в этом году компания собирается открыть в ОАЭ еще три заведения. «В 2025 году мы продолжим расти как холдинг, будем расширяться и завоевывать новые рынки, учитывая высокую маржинальность лаунж-баров — 30%, что связано с низкой себестоимостью продуктов и высоким средним чеком», — говорит Гайворонский.
«Спрос на франчайзинг на ресторанном рынке на высокомаржинальные концепции растет, наши франчайзи приобретают по второму, третьему ресторану», — говорит гендиректор компании Restorator Franchising Group, развивающей бренд ресторанов итальянской кухни «Перчини» Элеонора Садилова. Она ждет, что рост продолжится и в наступающем году — как за счет расширяющих портфели профессиональных франчайзи-рестораторов, так и за счет инвестпроектов предпринимателей разных отраслей. Идея добавить ресторан к числу активов по-прежнему популярна, объясняет она.
Рынок франчайзинга взрослеет и будет расти в первую очередь за счет проверенных, зрелых франшиз, доказавших свою состоятельность, считает заместитель управляющего директор сети турагентств «Слетать.ру» Юлия Руденко. А росту сети «Слетать.ру» будет способствовать еще развитие как внутреннего, так выездного туризма, уверена она.
Сагалов из «Суши Wok» тоже рассчитывает, что в 2025 году в России будет расти спрос на проверенные концепции, а сами они будут выходить на международные рынки. Пока еще на рынке много услуг по упаковке «чего угодно» во франшизу, и это подрывает доверие потенциальных партнеров, отмечает он.
Как раз следующий год принесет оздоровление рынку — с него уйдут компании, предлагающие некачественные или фиктивные франшизы, повысятся требования к франчайзинговым каталогам, рейтингам франшиз и информационной открытости УК, надеется Кравченко из «Зенит-Чемпионики».
«При отсутствии внешних факторов, так называемых «черных лебедей», мы ожидаем уверенного развития как в нашем сегменте, так и на рынке в целом.Страх и неуверенность, сдерживавшие предпринимателей от инвестиций в новые проекты в предыдущие годы постепенно остались в прошлом», — говорит Кравченко.
«Рынок франчайзинга будет расти несмотря ни на какие кризисы, потому что открываться по франшизе стало проще — она помогает очень красиво обойти многие подводные камни бизнеса», — считает гендиректор салонов груминга Groom Денис Четиков. Сеть Groom за год увеличилась на 36 салонов, до 156 точек, открыла франчайзинговый салон в Саудовской Аравии, а в 2025 году
планирует довести количество салонов до 250, открыть производство в Эр-Рияде и Академию груминга в Дубае.
«Мы ожидаем, что наступающий год будет годом прироста, потому что видим все больше, кто готов идти в предпринимательство, брать на себя ответственность за свое дело и свою команду», — уверяет сооснователь сети образовательных центров IQ 007 Вадим Хабиров.
Рынок франчайзинга будет развиваться хотя бы потому, что все больше компаний понимают, что франчайзинг — лучший путь для масштабирования и все больше людей видят в нем мостик от наемного сотрудника к предпринимателю, говорит Романов из Smoking Shop. Поэтому 2025 год будет годом франчайзинга в России, уверен он. «То, что рынок франчайзинга будет живой в 2025 году, сомнений нет, весь вопрос в размерах этого роста», — заключает Четиков из Groom.