«Пятерочка» готова за комиссию строить магазины по заказу франчайзи
Торговая сеть «Пятерочка», входящая в X5 Group, объявила о введении для своих франчайзинговых партнеров новой услуги под названием «магазин под ключ». Компания готова по запросу франчайзи взять на себя все работы по подготовке розничной точки к открытию — от оформления документации и строительства до формирования ассортимента. Комиссия за услугу составит 1% от общего размера инвестиций в проект, следует из сообщения X5, поступившего Forbes. При открытии «Пятерочки» «с нуля» вложения составляют около 20 млн рублей, включая 7–8 млн рублей инвестиций в товарные запасы.
В X5 рассчитывают, что услугой будут пользоваться как начинающие предприниматели, так и опытные партнеры, расширяющие сеть, следует из сообщения компании. У «Пятерочки», по собственным данным, к сентябрю 2024 года работало 402 франчайзинговых магазина, и три четверти партнеров открыли не менее двух точек. Все они работают по схеме «обратного франчайзинга», когда владелец бренда берет на себя управление магазином. Всего в 73 городах России работает 22 000 магазинов сети.
Ранее «Пятерочка» предлагала франчайзи различные схемы софинарсирования открытия новых магазинов, а этим летом начала передавать своим опытным партнерам действующие розничные точки за инвестиции в 6–8 млн рублей.
Новый шаг сети по строительству магазинов за комиссию отвечает конъюнктуре рынка, уверен гендиректор аналитического агентства INFOline Иван Федяков. Сейчас даже крупный бизнес остро ощущает на себе рост кредитных ставок и уже не может привлекать заемные средства на таких комфортных для себя условиях, как раньше, объясняет он. Вполне логично, что для X5 в этих условиях становится более привлекательным не наращивание долговой нагрузки, а развитие сети за счет партнеров, готовых вложить в новые магазины собственные средства, продолжает Федяков.
Сеть же заинтересована в том, чтобы «обернуть» эти средства наиболее быстро и эффективно, — и в этом она совпадает с интересами франчайзи. Кроме того, добавляет Федяков, франчайзинг сейчас привлекателен для крупных ретейлеров еще и как средство борьбы с текучкой кадров в условиях острой нехватки персонала. У франчайзи на своем уровне больше возможностей, чем у корпорации, уделить внимание каждому сотруднику магазина и таким образом снизить ротацию, объясняет эксперт. Так что условия для развития франчайзинга с X5 сейчас выгодные, единственная проблема для партнеров может заключаться в том, что для «Пятерочки» франшиза — не стратегический, а конъюнктурный путь развития, и нет уверенности, что она готова идти по нему в долгосрочной перспективе, а не выкупить магазины у партнеров в момент, когда посчитает это нужным, предупреждает Федяков.