«Русские не приехали», — только и говорили на стендах завершившейся недавно в Дюссельдорфе выставки яхт Boat show, куда зимой традиционно приезжают за новинками. Новинок было много, а щедрых русских покупателей — единицы. По факту, для тех, чьи доходы зависят от курса рубля, яхта из Европы неожиданно подорожала в два раза.
На вопрос, есть ли сделки по новым яхтам после декабрьского обвала рубля, только двое из крупнейших игроков российского рынка дали утвердительный ответ: речь о покупках с бюджетом €10-15 млн у компаний «Азимут Яхтс Россия» и Imperial Yachts. Обычно в декабре и феврале по одной-две сделки приходилось на каждую компанию (их около 30), хотя бюджет был поменьше.
«Провалом» считает ситуацию с маленькими моторными (меньше 15 метров) яхтами Борис Лашков из петербургской компании «Норд Стар». «Только сейчас началось какое-то шевеление, но и то в отношении больших яхт — свыше 35 метров», — говорит он.
«Вообще, людей пугает не столько сам курс, сколько его колебания. Евро то 50, то почти 100. Никто не хочет попасть на ровном месте».
Спад переживают не только отечественные продавцы, но и европейские верфи, сообщили в гигантах индустрии Oceanco и Lurssen, производящих элитные лодки: российские покупатели дорогих моторных суперяхт снизили активность, ссылаясь на экономию или непредсказуемость рынка.
Подальше от России
Что делать тем, кто уже обзавелся дорогой игрушкой? Ведь расходы на яхту с ее приобретением только начинаются. Лодка 35-45 метров, считающаяся средним размером на Средиземноморье, обойдется в сумму от €5 млн до десятков миллионов евро, и в год ее владелец будет тратить на обслуживание примерно 10% от стоимости.
Вопрос экономии серьезно обеспокоил владельцев предметов роскоши. «Раньше люди не вдавались в детали расходов, — признается дистрибьютор яхт Sanlorenzo в России, владелец компании Premium Yachts Алексей Курочкин, — а теперь просят детализировать все в письменном виде». Лучший способ сэкономить деньги во время кризиса — найти того, кто купит вашу лодку, не без иронии говорит Питер Маккарти, глава подразделения менеджмента в компании Camper & Nicholsons.
Без шуток эксперты рынка утверждают: на яхте можно не только сэкономить, но при правильной постановке процесса в период кризиса — даже заработать.
Первый совет — не ввозить яхту в Россию, а оставить ее в Европе.
Основная доля яхт премиум-сегмента (европейского производства) не пересекают российских вод из-за высоких таможенных пошлин (порядка 40% от стоимости) и ряда факторов, касающихся и законодательства, и отсутствия госпрограмм по развитию яхтенной инфраструктуры в России, и даже погодных условий.
Холодные зимы в России заставляют владельцев хранить лодки на берегу, а лучше — в крытом ангаре, поддерживая соответствующую температуру. Поднять с воды яхту длиной 30-35 метров можно только в Москве, Петербурге и еще нескольких крупных городах, но правильно оборудованных марин и стоянок от 40 метров нет вообще. В 2008 году яхту Романа Абрамовича Pelorus (115 м) в Санкт-Петербурге смогли пришвартовать лишь у Английской набережной, ни о каких яхт-клубах и речи не было.
Если лодка находится в Европе — сэкономить можно на стоянке, поменяв место дислокации на более дешевое. Дороже всего держать яхту на Лазурном побережье, причем чем ближе к Франции и Монако, тем выше расходы. Стоянки в Италии стоят меньше. Еще дешевле — в Хорватии и Черногории. Самый недорогой вариант — Турция. «В Турцию сейчас перешло много русских яхт 20-40 метров, — говорит Борис Лашков. — Цены там намного ниже, а стоянки очень приличные».
Человеческий фактор
Следующие траты, которые можно сократить, — содержание персонала. «Самая большая статья расходов — зарплата экипажа, — утверждает Константин Колпаков из Arcon Yachts Monaco. — Траты на него — не менее четверти от всех расходов на эксплуатацию яхты».
Реальные цифры
Ежегодные расходы на эксплуатацию яхты 40-45 м — порядка €1 млн, говорит Барбара Тамбани.
30% уходит на сервисное обслуживание систем яхты, транспортировку к месту зимней стоянки и хранение;
25% — это затраты на усредненную команду из 5-6 человек, включая наем, зарплаты, сертификацию, униформу;
15% — расходы, связанные с пребыванием на борту владельца и гостей̆, включая топливо (из расчета 100 часов навигации);
10% — хранение на складах техники, снаряжения, морских игрушек (тендеров, сибобов, гидроциклов, вертолетов) и другие логистические расходы на досуг;
10% — расходные материалы: чистящие средства, бумага, упаковка, аксессуары и оформление интерьера яхты;
7% — административные расходы: постановка под флаг, регистрация и сертификация яхты, страховка, менеджмент и агентирование, обеспечение безопасности на борту;
3% — другие расходы, такие как консьерж, маркетинг и затраты на организацию чартера, телефония.
Самые дорогие капитаны — европейские. Их зарплаты начинаются от €4000-7000 в месяц, а могут быть и выше в зависимости от размера яхты и квалификации.
Только на оплату работы команды частной яхты длиной 35 м, находящейся в управлении Arcon Yachts в Средиземном море, в год уходит €264 000. Из них зарплата капитана — €7500, помощника — €4500, шеф-повара и старшей стюардессы — по €4000.
«На больших яхтах больше персонала, соответственно, менеджмент более сложный. Большой процент затрат уходит на команду, а требования владельца к команде также влияют на бюджет», — утверждает директор по сервису яхт компании Fraser Джеррард Харви.
Зарплата капитана яхты 40-45 м составляет приблизительно €8000, а для лодок от 60 м — €12 000 и более.
Команду можно сократить до безопасного минимума, согласны эксперты. Если яхта не эксплуатируется зимой, держать весь экипаж нет смысла. На этот период рекомендуется оставить только ключевые фигуры: на большой яхте — капитана, инженера и матроса, на небольшой — только капитана. При этом зимой можно снизить и зарплаты, а летом набирать сезонный экипаж. Летом яхте 45-50 метров хватит двух-трех стюардесс вместо пяти-шести. Кроме того, вполне можно обойтись без дорогостоящего шеф-повара.
Большие лодки рекомендуют отдавать в управление компании, которая специализируется на менеджменте. По словам Константина Колпакова, при правильном управлении расходы можно сократить на 30%: «В целом, менеджмент — это финансовая дисциплина и дополнительная степень контроля капитана. Учитывая специфику профессии и отношение к владельцам, капитаны в основной массе прилично воруют деньги (на заправках, ремонтах, закупках и т.д.). Менеджмент-компания берет на себя контрольную функцию, составляет годовой бюджет, подбирает лучших по цене и качеству подрядчиков и следит за исполнением». Кроме того, у крупной управляющей компании более низкие цены на стоянки в маринах, товары и услуги поставщиков.
Урезать можно и расходы на топливо, особенно топливо для частной яхты, которое в большинстве мест покупается duty paid, то есть облагается пошлиной. В целях экономии эксперты рекомендуют владельцам частных яхт ходить заправляться duty free в Тунис, Гибралтар или Черногорию и не использовать максимальные скоростные режимы.
Дележ имущества
Другой способ сохранить деньги — долевое владение яхтой, которое дает возможность использовать лодку несколько недель в году, согласно контракту. Этот путь открывает новый рынок, утверждают в компании Floating Life. Собственник получает гибкий график пользования яхтой, а затраты на команду и обслуживание разделены среди всех владельцев. Если владелец не в состоянии использовать выбранные недели, их можно передать в чартер и уменьшить эксплуатационные расходы.
«Наиболее реальный способ заработать на яхте — сдавать ее в чартер», — говорит Барбара Тамбани, президент Floating Life Group. С ней согласен Алексей Курочкин: «Спрос на покупку яхт сегодня упал, но интерес к чартеру, наоборот, вырос, в среднем на 10%, особенно на Карибских островах».
Сдавая в чартер лодку размером 50 м, вы можете не только окупить расходы, но и заработать.
Стоимость чартера зависит от размера яхты и ее известности, оснащения и региона плавания. На зимний период Курочкин советует уходить в регионы Кариб или Сейшел, где цена на чартер довольно высока.Чартер 30-35 м в сезон стоит €60 000 – 100 000 в неделю, 70-80 м – €600 000-800 000 в неделю. «О чартере нужно думать еще при строительстве яхты, поскольку на ней можно спроектировать больше кают, рассчитать помещение под вечеринки», — подсказывает эксперт.
Существуют управляющие компании с большим опытом в сфере чартерных услуг. Они занимаются промоушеном яхты и имеют большую клиентскую базу, знают, как оптимизировать расходы и уплотнить время. Головную боль из-за управления яхтой, финансовых вопросов и найма команды эти компании берут на себя, а владелец яхты получает право выбора времени отдыха на ней.
К сожалению, все эти правила работают за пределами нашей страны.
На лодках, находящихся в России, заработать не удастся.
Нет квалифицированных управляющих чартерных компаний, которые бы помогли заработать владельцу деньги. Неудивительно, что спрос на чартер в России есть, но он не заполнен, говорит Антон Долотин. «Яхты у нас сдаются по часам на выходные, на вечеринки и развлечения, после чего лодки с трудом можно продать. Я был на нескольких таких яхтах — грустное зрелище», — сетует Алексей Горский. «Экономить на команде и сервисе также не советую, в России это может оказаться себе дороже, — рассуждает Алексей Горский из Premium Yachts. — Поменять место стоянки на более дешевое можно, но вопрос в качестве услуг, квалификации персонала и неудобстве месторасположения остается».
«Сэкономить в России можно, — улыбается Борис Лашков, — если только никому не платить».